X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

«Чарка велика, но во здравие полка!»

В канун 23 февраля вспомним, что наша доблестная российская гвардия отмечала в прошлом году свой 300-летний юбилей. История хранит отважные подвиги и забавные фольклорные прибаутки: «Кто тащит ментик на базар? — То лейб-гвардии гусар. — А кто в полку первый лгун? — Eго величество драгун». Вспоминаются и армейские афоризмы Козьмы Пруткова: «Господа юнкера, не прячьте осетра в кивера».

Но не только шутками были богаты гвардейские полки, но и традициями. Одна из них — полковые совместные обеды, когда за общим столом собиралось более ста человек. Середина стола во всю длину украшалась полковым серебром, состоявшим из ковшей, стопок, ваз и других предметов, полученных в виде призов за езду, стрельбу, показательные выступления. Немалую часть составляли и подарки офицеров, покинувших полк по выслуге или другим обстоятельствам, но бывших всегда желанными гостями.

Украшение стола исключительно серебряными вещами при сильном освещении зала смотрелось весьма эффектно, сочетаясь с блеском эполет и наград, напоминало холодное сверкание клинков и соответствовало торжественному моменту. Каждый офицер, поступающий в полк, вносил деньги на личный серебряный прибор. Это, как и «поддержание в порядке амбиции и амуниции», стоило недешево. Но всем известны очищающие и дезинфицирующие свойства серебра, очень полезные в походно-полевых условиях. Подобные вещи богато декорировали военной символикой — знаменами, ядрами, барабанами и др., вторя традиции «орденских фарфоровых сервизов» Eкатерины II и памятным тарелкам Отечественной войны 1812 года, запечатлевшим места крупнейших баталий.

Известны воинские заказы Карлу Фаберже, которые фирма считала особо трудными для исполнения. Заказчики перечисляли атрибуты полка, им нужно было отдать должную степень внимания. Это очень стесняло художников, иногда наносило вред целостности предмета. Более того, заказы проходили через офицерские собрания, где сколько людей, столько и мнении, отчего изрядно страдала художественная сторона дела. Случалось, что посуда в модном русском стиле — чаши, братины, стопы — вбирала современные мотивы декора, вплоть до профилей и бюстов императоров. Впрочем, на фоне эклектичного стиля всей эпохи это мало смущало современников.

Были явные неудачи — чарки в виде опрокинутой каски, но иногда получались забавные, но достаточно строгие вещи. На пример, серебряная братина в форме кивера, расположенная на деревянной подставке и служившая бокалом для шампанского.

Декор воспроизведен с почтительной точностью: звезда ордена Андрея Первозванного, кисти, чешуйчатый подбородник и надпись: «За Балканы в 1877 году». Братина принадлежала лейб-гвардии саперному батальону, который пользовался особым покровительством царской семьи. В его списках был наследник престола царевич Алексей, а Николай II с 1906 года стал его шефом. Это высочайшее покровительство обязывало «не ударить в грязь лицом и в бою, и на званом обеде», держать посуду высокой стоимости и, главное, высочайшего уровня исполнения.

***
фото: Братина в форме кивера с бокалом в форме султана, принадлежала лейб-гвардии саперному батальону.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта