Вариации Степана Мезенцева
Все состоит из мелочей…
Но вот на сцене
освещенной
Соленым потом
освященный
Скрипач со скрипкою
своей.
Александр Гришин
8 февраля в филармонии состоялся удивительный концерт удивительного музыканта. Это скрипач из Барнаула 24-летний Степан Мезенцев. Eго инструмент при помощи съемного датчика соединен с усилительной звуковой системой, что позволяет использовать скрипку в несколько ином качестве. Eй стала подвластна вся музыка мира, но теперь уже в больших концертных залах. Иногда такой инструмент называют эстрадной скрипкой. Но дело не в названии. То, что я услышал и увидел, превзошло все мои ожидания. Дело в том, что я очень люблю скрипку и всегда был поражен тем богатством идей, которые несут в мир скрипачи. И это не зависит от музыкального стиля, в котором они работают. Здесь и строго классические музыканты Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Владимир Спиваков, и джазовые скрипачи Стафф Смит, Стефан Граппелли, Свенд Асмусен и некоторые другие. Всех их объединяет высочайшее чувство стиля, совершеннейшая техника и божественный звук.
С моей точки зрения, Степан является достойным преемником этих великих музыкантов. Eго игра не может не волновать. И совершенно все равно, что он исполняет в данный момент. Или это рэгтайм Скотта Джоплина «Развлекатель», или мелодия из кинофильма «Жестокий романс», или знаменитое танго «Кумпарсита». Все это играется с такой эмоциональной энергией, с таким творческим подъемом! Скрипач мастерски использует и технический арсенал: двойной штрих и двойные ноты, пиццикато, флажолеты, повышение и понижение основного тона. Красиво звучит и острая синкопированная фразировка.
А что же аккомпанемент? Помню, как лет 7-8 тому назад я слушал игру известного екатеринбуржского альтиста Виктора Смирнова. Он играл один, а сопровождение было записано на кассету. Так называемая минусовка или, в этом случае, «минус один». Увы, но сегодня такой музыкальный прием стал общепризнанным. Признаемся, что так решаются многие проблемы, включая и проблему музыкантов — аккомпаниаторов. Степану на концерте помогал его отец — Олег Мезенцев, баянист. Да-да! Такое вот интересное сочетание: скрипка и баян. Практически единственное в своем роде! Отметим, что баян выборный и, естественно, с регистрами. Мне дуэт понравился.
Что же касается аккомпанемента на звуковых дисках, то он был в высшей степени профессиональным: гармонически точным, ритмически выдержанным и инструментально интересным.
А как раскованно Степан чувствует себя на сцене! Как он понравился в основном молодой публике! Eго музыка — сплошные вариации на известные темы. Причем варьируется необязательно весь музыкальный «квадрат», а лишь 2-4 такта или даже 1-2 ноты в такте.
Интересная ситуация произошла при исполнении знаменитой джазовой композиции Диззи Гилпеспи «Ночь в Тунисе». Музыкант так увлекся вариациями, что у него, во-первых, произошло разъединение датчика с усилительной системой, а во-вторых, разорвались несколько волокон на смычке. Скрипач спокойно вышел из такого положения, заслужив бурю аплодисментов в финале пьесы.
Степан блеснул и композиторским даром. Eго четыре эскиза в ирландском духе произвели на меня неизгладимое впечатление.
Концерт длился около полутора часов. Без перерыва. Звучали и Антонио Вивальди, и Брайн Адамс, и Питер Габриэль. А уж классический скрипичный «Чардаш» композитора Монти был сыгран так легко и элегантно, как небольшой пикничок на музыкальной обочине.
А могла ли думать мексиканка Консуэло Веласкес, что ее знаменитое «Беса ме, мучо» («Целуй меня крепче») так прекрасно прозвучит на тюменской сцене в исполнении алтайского паренька?
В детстве я жил в небольшом буковинском городе Черновцы на Украине. Там, наряду с русскими и украинскими песнями, всегда звучали гуцульские, молдавские и еврейские мелодии. И вот через полвека (!) их для меня играет в Сибири Степан Мезенцев. Запомним это имя! Блестящее музыкальное будущее ему обеспечено!