Эскалация эмансипации, феминизации и деградации
«Праздник придумала Клара Цеткин», — написано в энциклопедии праздников. Это так и не так.
8 марта изначально не было праздником.
По решению второй международной конференции социалисток в Копенгагене в 1910 году этот день был определен как день международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие, В Eвропе провег ден впервые в 1911 году, в России — в 1913, хотя идеи феминизма и эмансипации женщин (оба мудреных слова покрываются русским «равноправие») появились еще в восемнадцатом веке. Тогда же стала популярной максима Фурье о том, что в каждом обществе степень освобождения женщины есть естественное мерило всякого освобождения.
К концу XIX века движение за равноправие приобрело политическую окраску, в основном в форме борьбы за избирательные права (суфражистки). Первыми их добились женщины Финляндии (1905), затем к 1920 г. получили в других странах Eвропы, США и Канады. После этого крупного успеха в женском движении наступило долгое затишье, прервавшееся бурным всплеском в 60-е годы.
Движение возникло как борьба женщин за СВОИ права, а не как борьба за социалистические преобразования всего общества, куда его пытались повернуть большевики, относившиеся к чисто женскому движению как к «буржуазной затее». После революции в двадцатые годы в России были запрещены все независимые женские организации. Взамен создали женотделы при парткомах. В 1929 году отменили и их и создали женсекторы в отделах пропаганды и агитации (1931).
Аналогичные преобразования и усовершенствования продолжались и позже. Но женщины были практически исключены из политической жизни СССР, несмотря на усиленно раздувавшийся миф об окончательном решении женского вопроса и наличие нескольких показательных и выездных особ женского пола, призванных продемонстрировать стране и миру, что курица, конечно, не птица, но женщина — орлица. Чтобы убедиться, что это был действительно миф, достаточно взглянуть на снимок Политбюро, ЦК или любого президиума, кроме восьмимартовского. В Верховном Совете существовала женская квота — 33 процента — и жесткий расклад: сколько там должно быть избрано простых работниц, сколько партийных активисток и руководителей, сколько колхозниц и сколько ИТР и т.д. Насколько это зеркало было кривым, показали первые же свободные выборы в 1990 году — в высшем законодательном органе оказалось всего пять процентов «орлиц».
Женщины с 60-х годов добились многого. У нас они сохранили статус «мадонны с ломом», там — еще более идиотского права появляться в метро с обнаженным торсом, с угрозой судебного преследования мужчины, который поднимет глаза на обнажившиеся прелести.
Но то и другое — крайности. В. некоторых странах началось законодательное внедрение/решений ООН — добиться 40-процентного участия женщин в управленческих структурах различного уровня. В Нижней Саксонии, земле-партнере Тюменской области в ФРГ, на «областном» уровне принят закон о преимуществах женщин при назначении на руководящие должности при прочих равных с мужчинами- претендентами характеристиках. То же и при получении кредитов для предпринимательской деятельности.
Пока мы митинговали, клеймили эксплуатацию женщин на загнивающем Западе, он, этот загнивающий Запад, понапридумы- вал всяких механизмов, облегчающих домашний труд, которым не зазорно заняться и мужчине, а также совершенно новые средства гигиены женщин, реклама которых так раздражает наших «настоящих мужчин» из парламента и блюстителей нравственности из числа приватизаторов патриотизма. Отношение к феминизму, она же эмансипация, оно же равноправие, тоже оценивается неоднозначно. Великий писатель земли русской Валентин Распутин дает этому явлению такую оценку: «Эмансипация — это нравственная мутация, моральная деградация слабого пола». Так что до победы во всемирном масштабе идей восемнадцатого века еще далеко. Но вы боритесь, вы боритесь, милые, — вам зачтется, как, бывало, пел Булат.
P.S. В областной библиотеке развернута выставка литературы на нашу тему. Eсть там и две книги наших тюменских ученых дам, кое-какими фактами из произведений которых я воспользовался. Там же в библиотеке я провел небольшое социологическое исследование. В зале общественно-политической литературы на 98 юных в основном и прекрасных дам было только 14 столь же юных особей мужского пола. В зале патентной и технической литературы представителей пола сильного было 9 человек на такое же примерно количество представительниц пола прекрасного, как и в первом зале. Матриархат грядет, однако?!
7 марта 2001 года
***
фото: