Маленькие фигурки с глубокой философией
На открытии выставки Сергея Шаповала 3 марта каждый находил «уголок по интересам». Фотохудожник, живописец, график, косторез, мастер по изготовлению коллекционной мебели и оружия, он лишь обозначил свою многогранность, но этого хватило, чтобы заполнить зал работами и восторженными посетителями.
Витрина с кулонами, зажигалками, гребешками и маленькими скульптурками из кости, дерева и камня достойна того, чтобы описать (и, конечно, увидеть) каждую вещь. А я расскажу о шахматах.
Александр Македонский знал их предков — чатуранга, что на санскрите означало «четыре рода войск»: ладьи — колесницы, кони — кавалерия, слоны и пешки — пешие воины. Шах (король) — приравнивался к богу и охранялся любой ценой, особенно если умело играть ферзем — советником. Эта игра наглядно демонстрировала властителям ошибки правления, губительную силу необдуманных решений. Сами шахматы имели великий сакральный смысл — логичные ходы обеспечат стабильность в государстве.
Сегодня это не просто увлекательная игра, но и предмет коллекционирования. На основе стандартного набора фигур каждый художник выражает свою идею, свои вариации — от темы древних египтян, северных охотников и рыбаков до сказочных героев. Главное, не просто придумать фигуры, выражающие общешахматные идеи, но и увязать с логикой задумки. Родившийся и выросший в Приморье художник ловко обращается к древней японской философии, дает свою концепцию нэцкэ, сохраняя ее непременные качества — обтекаемость, компактность, отсутствие хрупких деталей, резких выступов. Приятная на ощупь полированная поверхность мамонтовой кости хранит особую фактурную сеточку, нежный «сливочный» тон, который трудно подделать или имитировать. Eе безмятежную гладь изредка нарушает тончайший рельеф или резьба, которую сложно передать в другом материале. Да и осознание того, что кость мамонта долго лежала в земле, служит залогом долголетия, сохраняет прелесть старины и печать времени.
Обаяние древневосточного искусства в том, что оно учит воспринимать предмет как образ, как символ. Король — сёгун, полководец, который после смерти почитался богом и владел жизнями воинов. В его власти посылать пешки в бой или уберечь в запасе. Eго фигура — цельная, монументальная, символизирующая мудрость и надменность одновременно. Королева — красавица с характерной прической со спицами, напоминающими антенны, принимающие сигналы о действиях противника. У пешек-солдат простые занятия — крестьянин с мотыгой, обжора с палочками для еды, барабанщик или актер, все они из бытового состояния переносятся в сакральное, ибо повседневный образец есть правда — говорили дзэнские монахи. Фигуры и пешки разного масштаба — субординация, напоминающая музыку, где каждая нота имеет разную высоту звучания. А само творчество Сергея Шаповала имеет глубокую философскую подпитку и потому находит пластический эквивалент давним идеям подвижничества, милосердия и мудрости. «Я хочу, чтобы был мир на земле, тогда мои вещи будут смотреться еще лучше», — говорит мастер. Это не просто главная «шахматная идея», это творческое кредо.
***
фото: