X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Перечитывая Киплинга

Запад есть запад, восток есть восток, и с мест они не сойдут…

Редьярд Киплинг

…Мы не поняли друг друга -читатель и я. Такое впечатление, что держали в руках один и тот же текст, а говорили о разном.

Текст — моя колонка, посвященная 140-летию освобождения крестьян. Собеседник форсированно говорил об особом пути России, о крестьянской общине и о премьере Столыпине, который эту общину сломал, что в конечном счете и привело, по словам гостя, к октябрьскому перевороту. Мол, царское правительство власть уронило на землю, и большевикам ничего другого не оставалось, как поднять ее и распорядиться по своему разумению.

Мне же представлялось, что многое определяет не среда, а индивидуальность человека, где бы он ни родился — в городе или в деревне. Люди — разные.

Мне кажется, что, гиперболизируя значение окружающих обстоятельств (бытие определяет сознание!), мы как бы заранее ломаем в человеке способность сопротивления тому, что выпадает на его долю. Наверное, это удобно. Иногда самому человеку, иногда тем, кто его окружает. Иногда правительству.

А между тем мировая история переполнена бунтарями. Людьми, которые хотели и умели быть выше обстоятельств. Здесь и библейские герои, целые народы выводящие из рабства. И Христос, которого когда-то даже большевики нередко называли первым революционером. И Мартин Лютер. И Уильям Бредфорд, доставивший группу пуритан в западное полушарие и основавший территорию, которую мы называем США…

Я мог продолжить, добираясь до Джорджа Сороса, меняющего при помощи фонда «Открытое общество» весь мир. Но меня смущают все новые и новые попытки свернуть отечественное пространство, закуклиться, цитируя Тютчева («Умом Россию не понять…»), и вколачивать в молодые головы: все это — запад, все это для нас вредно, мы — другие…

Другие? Статистика в состоянии доказать, что наши соотечественники, попадая в любую точку планеты, хоть на западе, хоть на востоке, великолепно адаптируются. Разве интеллектуальное извержение, названное октябрьской революцией, не разнесло семена русской культуры на все континенты?

Хотел бы назвать имена, да боюсь. Скажут: то — частные случаи, а мы говорим об историческом предначертании.

Не стану скрывать свою недоверчивость. Мне кажется, что разговоры об особом пути, о непригодности российского человека, о его чуждости для западного мира очень небескорыстны. Может быть, кому-то и вправду хочется, чтобы мы оставались все такими же непохожими. Согласитесь, идея такого «заговора» ничуть не хуже заговора другого — об уничтожении национальных особенностей и отличий.

Вопрос: что сегодня запад и что сегодня восток?

Саддам Хусейн — восток? Афганские талибы, минометами утверждающие тезис об особости своего пути и потому расстреливающие памятники домусульманской культуры, — восток? А Япония — еще восток или уже запад? Что ближе нам — Талибан или Акиро Куросава?

Кому-то надо, чтобы Россия шла особым путем. Чтобы уж коли не удалось сохранить берлинскую стену и железный занавес, так попытаться сберечь их в нашем сознании…

Запад есть запад, восток есть восток… А где наше место? Как сопрягается наша западная в основе культура с восточной ментальностью? С кем же мы окажемся рядом в наступившем веке?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта