Ответ на письмо А. Черепанова, опубликованное в газете «Тюменский курьер» от 23.01.2001 г.
На Ваше заявление, направленное на имя главы города Тюмени в газету «Тюменский курьер», сообщаем следующее:
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяется правительством РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом размер оплаты жилья устанавливается дифференцированно в зависимости от качества и местоположения жилья.
В соответствии с п.3 постановления правительства РФ N 887 от 02.08.1999 г. «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» установлена структура платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, которая включает плату:
» — за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
— за капитальный ремонт жилищного фонда;
— за наем жилья (для нанимателей жилья)».
Таким образом, владельцы приватизированных квартир не платят за наем жилья, поскольку платят налог на имущество.
Кроме того, граждане оплачивают и коммунальные услуги.
В настоящее время в городе Тюмени порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг предусматривается в соответствии со ст. 16 Закона Тюменской области N 197 от 05.07.2000 г. «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области», постановлением администрации г. Тюмени N 39 от 1.09.2000 г. «Об установлении уровня платежей граждан на жилищно-коммунальные услуги» с учетом изменений, внесенных постановлением главы города N 56 от 15.11.2000 г. и постановлением главы города N 62 от 26.12.2000 г., на основании которых плата за содержание и ремонт жилья производится на нормативную площадь, и дополнительную площадь, предусмотренную законодательством в размере 60% затрат, а площадь, превышающую нормативную и дополнительную, — по себестоимости (100%), за исключением:
— жилья, находящегося в собственности граждан (в т.ч. приватизированного);
— неблагоустроенных жилых домов;
— однокомнатных квартир (независимо от категории проживающих в ней жильцов);
— двухкомнатных и более квартир общей площадью не более 66 кв.м, в которых проживают только пенсионеры, инвалиды и малоимущие семьи, признанные нуждающимися в получении компенсаций (субсидий).
Согласно данным, изложенным в Вашем письме, имеющаяся у Вас приватизированная квартира подлежит оплате согласно тарифу, утвержденному вышеуказанным распоряжением, — 2.48 руб. за 1 кв.м.
Учитывая то, что Вы и Ваша супруга пользуетесь 50% льготой, (льгота предоставляется на социальную норму — 18 кв.м), то расчет платы за содержание и ремонт жилья с учетом изменений на 1.09.2000 складывается из:
1. Плата за содержание и текущий ремонт жилья:
36 кв.м х 2,48 х 50% = 44,64 руб. (с учетом льгот в пределах соц. нормы), а учитывая общую площадь квартиры с лоджией: (66,7 — 36) + 2,4 х 0,5 (понижающий коэффициент для лоджии) х 2.48 = 79,11 руб.
Всего плата за содержание и текущий ремонт жилья — 123,75 руб.
2. Плата за отопление:
36 х 1,46 х 50% = 26,28 руб. (с учетом льгот в пределах соц.нормы), а учитывая общую площадь квартиры: (66,7 — 36,0) х 1,46 = 44,82 руб.
Всего за отопление — 71,10 руб.
3. Капитальный ремонт:
36 х 0,29 х 50% = 5,22 (с учетом льгот в пределах соц.нормы), учитывая общую площадь квартиры с лоджией: (66,7 — 36,0) + 2,4 х 0,5 х 0,29 = 9,25 руб.
Всего капитальный ремонт -14,47 руб.
Поясняем Вам, что в соответствии со ст. 1 (п.п.б) Закона Тюменской области от 07.10.1999 г. N 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» социальная норма площади жилья устанавливается в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Таким образом, ЖЭУ неверно применяет социальную площадь, на которую осуществляется предоставление льготы в размере 18 кв.м плюс 9 кв.м на семью, когда льгота на 2-х человек предоставляется 18 + 18 = 36 кв.м.
Структура оплаты жилья граждан одинакова для всех видов жилого фонда, только, в отличие от неприватизированного, за приватизированное жилье собственник уплачивает налог на имущество, а наниматель неприватизированного жилья вносит плату за наем отдельной строкой, как уже отмечалось выше.
В соответствии с постановлением от 01.09.2000 г. N 39 уровень платежей граждан по отношению к уровню затрат за оказание жилищно-коммунальных услуг установлен в размере 60% (60% и составляет тариф 2,48 руб.). В соответствии с изменениями, внесенными в постановление главы города N 39, п. 3 постановления главы города от 26.12.2000 г. N 62, приватизированное жилье, независимо от площади квартиры, оплачивается по тарифу, а не по себестоимости — 100% (которая составляет — 4,13 руб.).
При расчете своей платы за квартиру не путайте социальную норму, на которую предоставляется льгота, и сверхсоциальную, на которую она не распространяется.
Понятие «социальная норма площади жилья» введено законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» как размер площади жилья, приходящийся на одного человека, в пределах которой осуществляется социальная защита населения.
С введением данного понятия термин «излишняя жилая площадь» утратил свое значение, в последующих нормативно-правовых документах применяется понятие «жилье, превышающее по площади социальную норму», либо «сверхнормативная площадь» (Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная указом президента РФ от 28.04.1997 г. N 425).
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты ЖКУ осуществляется в трех направлениях: расчетов с населением по регулируемым ценам (тарифам) на жилищно-коммунальные услуги, в порядке, установленном органами местного самоуправления, путем выплаты субсидий и предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.
При этом все меры социальной защиты (за исключением предоставления льгот на оплату ЖКУ некоторым категориям граждан) применяются только в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, на что имеется прямое указание в постановлениях правительства РФ от 24.02.1999 г. N 205, от 15.12.2000 г. N 965 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» и от 02.08.1999 г. N 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».
На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что Вами неверно применялась технология расчета жилищно-коммунальных услуг (пример расчета представлен выше). А также разъясняем, что повышение уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг на 10% не означает, что тариф повысился на 10%. Так, например, плата за содержание и ремонт жилья, которая до 01.09.2000 г. составляла 1,36 руб., а с 01.09.2000 г. составляет 2,48 руб., увеличилась на 82%, а не на 10%, как Вы указываете в статье.
И.о. первого заместителя главы г. Тюмени Н.В. Романов