В зеркале «Посева»
Дневник читателя
Журнал «Посев», девизом которого являются слова Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде», основан в 1945 г. в эмиграции, а с 1992 г. издается в России. В период нелегального распространения в СССР слыл «самым антисоветским белогвардейским» изданием, за знакомство с которым можно было схлопотать и срок.
Журнал ежемесячный, скорее философский, чем информационный. Представить его цитатами из статей практически невозможно — вырванные из контекста, они (цитаты) могут быть неверно истолкованы.
Но пытливый читатель (а журнал имеется в областной библиотеке) найдет в нем хорошее дополнение к широко распространенным общественно-политическим журналам, так как он действительно независим ни от теперешней власти, ни от многочисленных партий. Отнести его к «свободным» вряд ли можно, так как и его мировоззрение, и его философия — это идеология НТС (Народно-трудовой союз), штаб-квартира которого находится в Германии. Но сомневаться в его искренней, если не сказать «болезненной», заинтересованности в судьбах России нельзя.
Обозначим основные темы первого номера за 2001 год.
ВEК-ВОЛКОДАВ
Нечто вроде передовой — статья (без подписи), подводящая итоги ушедшего века и пытающаяся взглянуть в век наступающий. Итоговые цифры: «от боевых действий в войнах XX века погибли более 34 млн. человек, от коммунистических репрессий — 107 млн., от нацизма — 20 млн., от прочих убийств в государственных масштабах (включая Турцию и Англию) — до 42 млн.». За обоснованием этих цифр журнал отсылает к своему шестому номеру за 1996 г.
ГИМН, ФЛАГ, ГEРБ
Аж три статьи о новой символике России хотя и интересны, но явно опоздали: «Под красным флагом и сталинским гимном Советская Армия не только победила гитлеровскую Германию, но и поработила народы Восточной, Eвропы… подавлены народные антикоммунистические восстания в ней… проведена бессмысленная агрессия в Афганистане… что способствовало разжиганию антирусских настроений в мире. Восстановление этих символов — лишь напомнит всем в мире о преступлениях против человечности, которые совершались советской властью».
НОВЫЙ ТОТАЛИТАРИЗМ?
«Народ хочет порядка, интеллигенция — свободы» — это из статьи об угрозе появления в России новой тотальной идеологии. Автор скорее поддерживает желание народа, чем интеллигенции, так как она, добившись свободы политической, склоняется к неограниченной свободе в культуре и морали, что автору представляется опасным: «…выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом» («Бесы», Достоевский).
ВЛАСТЬ КОНТОР
«Бюрократия: от табели до Eльцина» — почти семь страниц истории, давней и свежей, о госчиновничестве. Автор, вслед за Гайдаром, называет теперешнее состояние «конвертированием власти в собственность», «приватизацией государства» чиновничеством после ухода партийного «хозяина».
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
«В общественном сознании сложились твердые убеждения, что термин «нация» обозначает некую этническую группу. Но термин «нация» объединяет всех граждан государства, т.е. имеет сугубо политическое значение… Не может быть русской, бурятской, татарской нации. Национальность или государство у нас у всех одно — российское. Для обозначения принадлежности к определенному народу существует научный термин — «этничность»…
Необходимо говорить о многоэтничной российской нации, а отнюдь не о многочисленном российском народе, как у нас зафиксировано даже в Основном Законе». Статья интересна, разумеется, не только терминологическими разборками.
И EЩE
О музее КГБ в Литве — единственном в своем роде на всем постсоветском пространстве; рецензия на очередную книгу Суворова «Самоубийство»; воспоминания о генерале Кутепове; о процессе и книге Григория Пасько; о социальном служении церкви; о ситуации на Ямале.