Врачу, исцелися сам..
…И у каждой по золотому кольцу в носу — так, слегка перефразировав Собакевича, можно коротко изложить огромную статью Константина Лагунова «Зачем свинье золотое кольцо?» («ТП», 20.02).
Хлесткий образ навеян Лагунову высказыванием древнего мудреца, уподобившего хрюшке с украшением «образование у человека невоспитанного». Факты же и наблюдения собрал и сделал автор статьи сам. А они, по Лагунову, подтверждают правоту мудреца: «слова «пожалуйста», «позвольте», «разрешите», «будьте любезны», «будьте добры» выветрились из нашего бытия»; кругом мат — ругаются дети, начальники, ругаются в журналах, газетах, на радио и, конечно, на телевидении, «ставшем врагом общества»; молчат депутаты и учителя.
Помочь могла бы литература, в том числе и «блистательная мощнейшая в мире советская», но, «оттолкнув все красное, советское, наши новоявленные демдуховники-наставники поторопились смахнуть в небытие и советскую литературу». Далее идет список авторов, которые не только стоят на полках в магазинах (а раньше было не достать), но и изучаются в школе (за исключением разве Кочеткова).
Кто бы спорил с Лагуновым, взыскующим «духовного богатства, благовоспитанности, благородства, душевной изящности, красоты и нежности», а видящим вокруг только «много людей с вузовскими дипломами»? Я — нет. Хотя можно было бы оспорить утверждение о том, что «демократия и права человека — это белиберда», и само понятие «образование», как его трактует Лагунов, и насмешку над правозащитником Ковалёвым, и т.п. Но столько площади, как у нашего Eремии, у меня в газете нет. Да и хамства, и «похабства» в нашей жизни действительно много. Но…
Но… Вот еще одна цитата из статьи: «…псевдопоэтическая стряпня Войновича или кое-как срифмованный, неперевариваемый поэтический ком Вознесенского…». И это утверждение я не собираюсь оспаривать. Эти писатели в защите не нуждаются, и никто из знающих Лагунова («человека с головой, повернутой назад», А.Гришин) за них не обидится.
Я привел эти слова, чтобы спросить: не являются ли они, брошенные МИМОХОДОМ, БEЗ ДОКАЗАТEЛЬСТВ, тоже непозволительной формой (и по отношению к коллегам по писательскому цеху, и по отношению к поклонникам этих писателей), а следовательно, если не свидетельством кольца в носу, то бревна в глазу того, кто обличает соринку в чужом? Допустимо ли проблемы собственного пищеварения делать отправным критерием при оценке литературного творчества? И можно ли хамством хамство попрать, как смерть смертью?
Обличающих пророков сейчас пруд пруди. Все в основном жалкие подражатели Солженицына. Но как бы к последнему ни относиться, он свое право заработал, выстрадал и бьет не «по площадям», а всегда называл и называет конкретных носителей зла.
Одна из главок статьи Лагунова называется «Начни с себя». Хороший призыв.