Команда Собянина вместе с постом губернатора выиграла мину замедленного действия
«Конструкция таких зданий — вопиющее нарушение современных противопожарных требований, а реконструировать их можно только одним способом — полностью поменяв всю «начинку», оставив лишь стены. Понятно, что возможности для этого есть не всегда» («Пожарное дело», №4, 1999 г.)
На днях я посмотрел самый страшный фильм в своей жизни. Собственно, это было не кино. Неизвестный мне оператор снимал пожар самарского ГУВД. Никакого монтажа. Все подряд. Когда самому оператору было невмоготу смотреть в видоискатель, он опускал камеру, пленка крутилась, а на экране моего телевизора — асфальт, покрытый снегом и грязью, оплавленные сугробы, труп человека в милицейской форме — руки раскинуты, зубы оскалены…
Даже в жутком ужастике можно себя успокоить. Кровь — томатный сок, падение с высоты — трюк, отрубленная саблей голова — компьютерный фокус…
Здесь — все настоящее. Треск стекол, они лопаются от жара. Истошный женский визг. Силуэты в окнах верхних этажей. Вот кто-то повисает на руках, срывается и некрасиво, не по-киношному, падает на асфальт, и ты слышишь деревянный стук того, что только было человеком, а сейчас, прямо на твоих глазах, перестало человеком быть.
Камера дергается, блуждает по сторонам, потом останавливается на широком окне пятого этажа. Там, в окне, на фоне пламени стоит человек. Пламя из красного становится желтым, потом белым, а он все стоит, стоит… И вдруг ты понимаешь, что — там — стоит…
Слышен мат, невнятная команда: «Уходи налево!», кто-то возмущается, что «до сих пор нет ни одной скорой»… Над всей этой мешаниной звуков лопающихся стекол, ревущего пламени, шипения пара — разноголосое, постепенно хрипнущее — «Помогите! По-мо-ги-те!».
В какое-то из верхних окон утыкается лестница. Человек в пожарной робе карабкается наверх и пытается помочь обгоревшему шагнуть с окна на шаткую конструкцию лестницы. Потом, из журнала «Пожарное дело», я узнаю, что это Виктор Панченко, начальник ЦУС (Центра управления силами) самарской пожарной службы. В свои 59 лет он сам работал на автолестнице и спас 14 человек.
Пламя гаснет, но те, кто еще стоит в окнах — потому что лестниц не хватает, потому что спасательные канаты не были заготовлены, — задыхаются от дыма. Мы видим, как кого-то из отравившихся дымом выворачивает наизнанку, как на мерзлом асфальте лежат раненые — кто в пиджаке, а кто и в рубашке, как плачет женщина в розовой кофточке, которую удалось спасти, и как наконец-то подъезжает одна-единственная «скорая» и фельдшер командует, чтобы всех раненых «несли сюда». А тут же на асфальте лежит милиционер, которому скорая уже не нужна…
В феврале 1999 года, когда горело ГУВД Самарской области, погибли 57 человек. Погибли от случайной сигареты. И от конструкции самого здания, которое превратилось в ловушку для людей.
А через четыре месяца, в том же 1999 году, горело здание тюменского ГУВД. В связи с ремонтом отключили электричество, но, как оказалось потом, женщина-капитан Ш., уходя на обед, не выдернула из розетки шнур чайника-термоса. Свет дали, и…
Несколько фотографий из нашего архива, относящихся к июню 1999 года, напомнят вам об этом.
Беды не случилось, быть может, потому, что раньше была Самара. Тот пожар был в феврале. А 4 марта того же года в тюменском ГУВД было проведено занятие с личным составом по пожарной безопасности. 11 марта — «отработка плана эвакуации людей из здания ГУВД в случае пожара». 23 марта — гарнизонное пожарно-тактическое учение в том же здании…
Правда, из 33 выявленных «по горячим следам Самары» нарушений требований пожарной безопасности к июню устранили только 15.
Но, во всяком случае, было точно сформулировано определение опасности, которую таят здания подобных конструкций.
Eще одна цитата из журнала «Пожарное дело»: «…такого типа здания таят непреходящую угрозу пожара. Междуэтажные и чердачные перекрытия из дерева, пронизывающие постройки по горизонталям и вертикалям пустоты создают идеальные условия для распространения огня. Скопившаяся там за десятилетия пыль добавляет к этому эффект’ «тополиного пуха» — скорость распространения огня может достигать нескольких метров в секунду, оставаясь вне досягаемости для водяных стволов…».
В Тюмени пожарные это уже знали; Взломав перекрытия вокруг кабинета, где стоял то ли чайник, то ли термос, они перехватили огонь.
Впрочем, я напоминаю эту историю вовсе не для того, что бы еще раз напомнить о трагедии и еще раз похвалить тюменских брандмейстеров. Хотя и то и другое стоит сделать.
Но в моем распоряжении оказался список из двадцати трех зданий в областном центре, который в полной мере соответствуют смертельным характеристикам, сделанным после трагедии в Самаре.
В том числе — ГУВД (пожар 8.06.99). Архитектурно-строительная академия (с 3.07.92 по 5.10.99 г семь пожаров). Нефтегазовый университет (с 4.02.92 по 28.06.2000 — восемь пожаров, из них три поджога). Сельхозакадемия. Машиностроительный техникум (два пожара, один — с человеческими жертвами). И целая вереница жилых домов по улицам Республики, Ленина, Мельникайте, Котовского…
Возглавлять этот список по праву должно здание администрации Тюменской области.
***
Фрагменты из официальной переписки.
Предписание №255:
Управляющему делами администрации Тюменской области…
В целях устранения выявленных при проверке нарушений требований пожарной безопасности предлагается выполнить следующие мероприятия:
2. Отделить центральную лестничную клетку от поэтажных коридоров перегородками…
3. Демонтировать служебные кабинеты NN… устроенные в световых карманах общего коридора…
21. Доработать планы эвакуации людей на случай возникновения пожара.
29. Произвести пропитку деревянных конструкций чердачного помещения…
(Всего 96 пунктов)
О принятых мерах сообщить в течение месяца.
А. Вазенмилпер.
31.03.99.
Прошло два года
Начальнику УГПС Подушко В.Г. Прошу провести экспертизу на пригодность здания администрации (ул. Володарского, 45) к эксплуатации по вопросам вашей компетенции.
Управляющий делами — губернатора области В.А. Назаров.
Управляющему делами администрации области Назарову В.А. УГПС ГУВД обеспокоено положением дел, сложившимся с обеспечением противопожарной защиты в здании администрации области. Несмотря на проведенные в последнее время мероприятия, противопожарное состояние здания оставляет желать лучшего…
И, далее по тексту — неудовлетворительное состояние путей эвакуации, состояние электросетей, нет системы оповещения.
Полковник Подушко снова обращает внимание на «конструктивные особенности здания», снова напоминает о случившемся в Самаре. Он считает необходимым замену перегородок и перекрытий на негорючие, он предлагает заполнить пустоты негорючим материалом и просит принять «незамедлительные меры».
Из текста письма полковника Подушко, отправленного в этот понедельник, следует, что зданию (памятнику архитектуры середины XX века, между прочим) требуется капитальная реконструкция.
Эва, куда хватили, скажет читатель. Перестраивать нормальное работающее здание? Бесхозяйственность!
Не знаю, не знаю. Но желающим могу дать посмотреть самарскую кассету.
***
фото: Здание областной администрации. ФОТО ДМИТРИЯ ТУРБИНА;;