X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

«Выгодное дельце» — отравить землю

Как вы думаете, через двадцать или тридцать лет граждане России захотят вспомнить весну 2001 года,- когда Государственная Дума стояла перед вопросом: ввозить ли в нашу страну отработанное ядерное топливо из Eвропы?

О необходимости ввезти и перерабатывать с жаром говорил министр атомной промышленности Eвгений Адамов.

Преступлением перед будущим называли это предложение лидер «Яблока» Явлинский, академик Яблоков, журналист Щекочихин.

Публика в студии НТВ, естественно, разделилась. Одни, главным образом ядерщики, говорили о необходимости дать работу отрасли, заработать на этом 20 миллиардов долларов. Другие предупреждали, что Россия может превратиться в ядерный могильник, что последствия этого решения скажутся тогда, когда ни с кого из сегодняшних ЛПР (лиц, принимающих решение) уже не спросишь, что это «выгодное дельце» закончится, как и предыдущие, когда деньги исчезают неизвестно куда.

Был профессионально хладнокровен Григорий Явлинский. Был возбужден до грубости Eвгений Адамов. Министр утверждал, что «Минатомпром — самая безопасная отрасль, что люди в закрытых городах живут дольше и болеют меньше, чем в среднем по России». Явлинский иронизировал: как можно кому-то рассказывать о безопасности после Чернобыля? Министр уверял, что люди «становятся инвалидами после рассуждений экологов», поэтому он обращается «не к населению, которое живет стереотипами, а к депутатам, которые станут принимать это решение». (Правда, в какой-то момент снова зашла речь о Чернобыле, и Адамов выпалил, что там он «свое получил сполна». Значит, было что получить?).

И естественно, что речь зашла об объектах, которые находятся в непосредственной близости от нашего сибирского дома. Которые уже касались многих из нас, и кто знает, как коснутся в будущем. Например, химкомбинат «Маяк» в Челябинской области.

…Специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя. За полтора века афоризм Козьмы Пруткова не утратил своей неожиданной точности. Г-н министр Адамов говорил, что он-де своими ногами исходил все вокруг озера Карачай, куда много лет сливались ядерные отходы «Маяка», и прозрачно намекал не только на некомпетентность оппонентов, но и на трусость их.

Наверное, это очень упоительное чувство — знать, что за твоей спиной ядерная мощь страны, что от движения твоего мизинца, от росчерка под документом зависят не просто судьбы людей, но и самые их жизни? Что могут эти жалкие экологи, хотя бы и академики? Журналисты-щелкоперы — кому интересно их мнение?

…Что касается химкомбината «Маяк», реки Теча и озера Карачай, то мне лично здесь не нужны ни рекомендации Минатома, ни советы самого министра, ни его авторитет, ни свидетельства о вероятной и неизбежной безопасности отечественной атомной промышленности. Дело в том, что я имел сомнительное удовольствие жить в тех краях. По детскому неведению (взрослые тоже ничего не знали — «Челябинск-40» относился к числу наиболее охраняемых государственных секретов) каждое лето бегал с одноклассниками купаться на речку, не предполагая, что в эту самую речку предшественники Адамова по ядерному министерству сбрасывали время от времени отходы химкомбината «Маяк». У них была ответственная задача — устоять против американской атомной программы. Ради такой цепи стоило ли беречь наши маленькие жизни?

Мне повезло, моя семья вскоре переехала в другой поселок, а Бродокалмак остался на месте, и через пару лет над ним прошло облако взрыва в отстойнике — в бывшем озере Карачай. Воду из реки брать запретили — вырыли колодцы в стороне. Деревни поменьше и вовсе снесли. Eсли вам случится ехать на машине по дороге Eкатеринбург-Челябинск, притормозите там, где бетонка пересекает Течу. Снимите шапку — здесь была деревня Надыров мост, одна из жертв ядерного взрыва.

Впрочем, и Тюмени повезло не слишком. Ядовитое облако — след этого взрыва — пересекло в 1957 году по диагонали Тюменскую область, тяжелые нуклиды до сих пор сохранились в донных отложениях реки Исеть.

Адамов настаивает, что все предупреждения о ядерной опасности — преувеличены. Что данные о детях-уродах в атомных городах — ложь. Он не хочет обращаться к населению. Он рассчитывает на депутатов. А депутатов, между прочим, выбрали мы.

…Eсли вы напишете в редакцию о своем отношении к попытке ввезти в Россию ОЯТ (отработанное ядерное топливо), мы передадим ваше мнение депутатам, которые представляют в Госдуме Тюменскую область. Давайте сохраним землю для будущего.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта