X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Унитаз как зеркало отечественной культуры

Извините, начну с анекдота.

В лондонском туалете справляют малую нужду два джентльмена. Потом один подходит к умывальнику и говорит: «А нас в Оксфорде учили, что после туалета надо мыть руки». Второй джентльмен отвечает: «А нас в Кембридже учили не писать на пальцы»…

Хочешь — не хочешь, а приходится признать правоту польской писательницы Иоанны Хмелевской, считающей, что бывшую соцстрану можно узнать по главному отличительному признаку — состоянию туалетов.

Современные родители изо всех сил стремятся «образовать» свое чадо: новые развивающие программы, эстетические центры и проч. Но забывают научить простому — как вести себя в местах общественного пользования, то бишь в туалетах. Да и школы, наперегонки осваивая новомодные обучающие программы, не думают об элементарном.

«Я не люблю в школе туалет. Там запахи разные, сыро, накурено. А форточки нет. Унитаз разбит. Но кто вонючий туалет исправит, про то не знаю» — это строчки из письма, которое недавно пришло в редакцию от первоклассника. Как признается автор, это его первое настоящее письмо. (Eсли кто-то думает, что письмо это выдумано в редакции, — он очень ошибается.)

По словам Людмилы Перешеиной, заведующей отделением гигиены детей и подростков Горсанэпиднадзора, основных нарушений в этой сфере — два. Несвоевременная уборка туалетов, что поправимо в ходе проверки. И второе, что на самом деле является первым, — небольшое количество санузлов.

Анатолий Польников, заместитель начальника городского управления по образованию, сообщил, что все должны решать сами школы — они распределяют деньги, выделенные из городского бюджета. Но, обзвонив наугад несколько школ, мы узнали, что бюджетных денег хватает лишь на формирование зарплаты учителям и на питание детей. Ремонт и прочие нужды обеспечиваются за счет платных услуг и взносов родителей.

Поэтому администрация 44-й школы мечтает не об элитных, а о «человеческих» туалетах.

Сергей Eлькин, директор школы N 13, считает, что элементарную чистоту можно поддерживать и без финансов. Вот если бы родители научили своих детей ценить труд техничек и нормально пользоваться туалетом, было бы чисто.

«Преобразование школы я начал с туалетов», — рассказывает Владимир Рыбаков, директор 4-й школы. Сейчас особых проблем с чистотой и курением нет. Дети знают, что учителя и директор строго за этим следят, по очереди дежурят у столь важного объекта. А наивные малыши, бывает, способны даже перекусить в туалете.

Нина Клюкина, директор гимназии N 1, поделилась, что находить средства на ремонт сантехники очень трудно. Расходов много, а доходов — взносы родителей. Бывает, что-то удается выкроить и из бюджета. Но в основном это забота школы. В гимназии есть свой сантехник, не упускают из-под контроля «объект N 1» дежурные учителя. Так что туалеты выглядят нормально: побеленные стены, исправные унитазы, даже есть сушилки для рук.

Готова поспорить, не все зависит от периодических санитарных набегов и количества денег, выделенных «на гигиену». Eсть в нас что-то такое, специфическое…

Вспоминается Новый год в развлекательном центре «Осьминог». Современный зал и то, чему посвящен наш разговор, под стать ему — белые стены, сверкающая сантехника, все исправно, по-западному. Прошло несколько часов… Черных следов не было только на потолке, из трех унитазов работал один.

Стремление к западным стандартам похвально. Хотим мы и мраморный пол в туалете, и зеркала, и белоснежные унитазы. Да вот надолго ли? И вспоминается булгаковское: «Eсли я, ходя в уборную, начну мочиться мимо унитаза, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха — не в клозетах, а в головах!».

Не пора ли оценивать культурный уровень человека не по образованию и хорошим манерам, а по поведению в местах общего пользования? Правда, есть проблема: в этих местах человек оказывается наедине с собственной культурой…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта