X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Дарите женщинам цветы

Редкая женщина предпочтет букету живых цветов вечные искусственные цветы, даже с большой претензией на натуральность.

Однако истории известны искусственные букеты, которые были роскошными и очень дорогими подарками, которые мужчины преподносили представительницам прекрасного пола. Сама природа еще в эпоху Ренессанса подсказала ювелирам, что из камней можно делать броши и кулоны в виде ажурных букетов. И цветы, и самоцветы природа щедро одарила формами, красками и способностью вызывать в душе человека гамму чувств. Многие цветы и камни считаются символами любви, верности, благополучия, поэтому красноречиво говорят о пожеланиях дарящего.

Язык цветов получил широкое распространение у художников модерна. Фаберже, посетив в «сердце европейского модерна» — Париже — выставку сокровищ XVIII века, наверняка видевший сокровища царского двора, создает свою серию знаменитых букетов. Они не ювелирны в смысле обилия драгоценных камней, как букеты времен Eлизаветы Петровны, но очень тонко исполнены, и в этом их особая прелесть. «Меня дорогие вещи интересуют мало, если их стоимость заключается в алмазах и жемчугах», — говорил мастер. В этих букетах воплотились его любовь к искусству Востока, чувство значимости каждой мельчайшей детали, например, обработки алмаза — чтобы напоминал капельку росы. Эхо искусства XVIII века слышится в элементах игривости, «обманки» — в умении заставить поверить, что перед вами не обработанный хрусталь, а ваза, наполовину заполненная водой.

Ювелирность этих вещей — в кропотливости исполнения: синяя эмаль на лепестки васильков наносилась послойно, чаще в шесть уровней, прозрачные и красочные слои чередовались, чтобы достичь легкости окраски, свойственной цветам в природе. Задача усложнялась тем, что лепестки не были ровными и гладкими, поэтому приходилось долго трудиться. Разглядывая готовое изделие, Фаберже решал лично, достойна ли эта вещь носить его имя, при малейшем сомнении она безоговорочно возвращалась в мастерскую.

Изящные прозрачные букеты составляют гордость музейных и частных коллекций. Васильки с колосками овса в маленькой вазе (высота 19 см), выполненные из золота, покрыты синей эмалью и инкрустированы бриллиантами огранки «роза». До поступления в Эрмитаж они принадлежали Феликсу Юсупову, питавшему слабость к художественным вещам (в его тайнике нашли 255 брошей, 13 диадем, 42 браслета и 240 килограммов других драгоценностей). Известно, что для него Фаберже изготовил пасхальное яйцо с портретными медальонами семейства.

Появление букетов лютиков, ландышей, незабудок и васильков нельзя объяснить только модой (кстати, вернувшейся в наши дни). Это и умиление русской души, уставшей от урбанизации и тоскующей по природным корням, по золоту полей, бездонной небесной синеве. Эти букеты — не точное ботаническое сходство — василек и колосок растут на одном стебле, это попытка передать бесконечную красоту природы. Ювелирными цветами прославились Картье и Бушерон, однако стиль цветов Фаберже всегда узнаваем. Вдохновляют эти мотивы и современных мастеров. Так, в коллекции тюменского музея изобразительных искусств хранится гарнитур «Васильки» из ярко-синего лазурита, автором которого является наш современник — ювелир из Eкатеринбурга Михаил Лесик.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта