У мрачной бездны на краю
Это только казалось, что главный режиссер областного театра драмы и комедии Алексей Ларичев взял слишком долгую паузу. Преодолев свое «море бедствий», он в минувшую пятницу вынес на зрительский суд выстраданную крупномасштабную работу — трагический фарс по пьесе Недялко Йорданова (Болгария) «Убийство Гонзаго».
В паузе, правда, Ларичев успел выпустить свой актерский курс при институте культуры, поставив с молодежью дипломный спектакль на малой сцене о тинейджерах, вытесненных на дно современной жизни («Домой!»).
Директорат театра (Владимир Коревицкий с коллегами) поддержал замысел — дерзкий и новаторский. И дорогостоящий в нашей ситуации. Чтобы создать атмосферу «большого стиля», главный художник театра Алексей Паненков занимался не только оформлением, но и костюмами. Поскольку симфонизм (а не только постмодерная коллажность) стал ведущей «мелодией» изобразительного ряда, мы угадываем приметы многих эпох: шекспировская Англия начала XVII в., фламандская школа, античность, современные модели…
Костюмы-символы, диалог вечного и суетного, божественного и звериного в человеке. В героях-актерах бродячей труппы, волею судьбы заброшенных в самое пекло жестокой смуты, синтезированы все бурные следы европейской цивилизации — от нашего мифа о сотворении мира до текущего российского раздрая.
Вот почему союз «Ларичев- Паненков» заполняет всю сцену невиданной доселе «говорящей», знаковой, выполняющей функцию еще одного главного героя конструкцией. Оплывшие сталактиты догорающих свечей наших надежд. Застывшее время без времени. Задетый нагаром Эльсинор. Белый дом — Черный дом. Датское королевство. Условное по названию и сущее по неизменному движению истории. Кровавый колизей любого тоталитарного режима, лихо меняющего идеологические измы ради корыстных интересов правящей элиты. Очередной Ноев ковчег, который никуда не поплывет. Затонет сразу, ибо тяжел груз неизбывных грехов — верхи не хотят, а низы не могут.
Здесь Ларичев делает свой ход. Шекспировский «Гамлет» в современном духе не играется, а рассказывается (как театр в театре). Вторым планом. На первый (игровой) выносится, подробно расписывается вставная трагическая пантомима о гибели Гонзаго. Так и у Йорданова. У нас Ларичев вставляет свою «говорящую» пантомиму (удачный дебют в пластике Натальи Колпаковой и Валерия Муратова из студии «Зеркало»). Трагическую и убийственную гротескную машинерию власти являет мощная и эффектная глава «Призраки замка Эльсинор». Ларичев рискнул и не ошибся — умно и красиво работают дебютанты, выпускники его мастер-класса Дмитрий Eфимов, Александр Кудрин, Андрей Лаптев, Алексей Иноземцев (Гамлет, Король и Королева, «примкнувший» к ним Шекспир).
По действию в «худшую из тюрем» попадают свободные и живые люди. Бродячие актеры, довольные щедрым королевским заказом. Надо развеселить «сумасшедшего» принца? Он заказывает странную историю герцога Гонзаго, убитого (яд в ухо!) во сне сговорившимися любовниками — моложавой женушкой и рвущимся к власти дорогим племянником? Пожалуйста, сделаем за ночь. Старый интриган, подслушиваемо-подслушивающий советник Полоний (в целом выразителен в роли артист Геннадий Куцан), опекает обреченных на казнь. Партия расписана — пешки чистят перышки. Искрят полюса. На одном люди искусства, пока они не докучают сильным мира сего, безвредны. Но если они возникнут не в той роли — удалить, как аппендикс.
На втором — пик страстного монолога Eлизаветы, актрисы и жены директора театра Чарльза (хороши по-своему в роли обе Ирины — Тутулова и Халезова). Близка казнь актеров, оклеветанных и искалеченных, объявленных «участниками антигосударственного заговора с целью убийства короля Клавдия». И он, убивший брата и завладевший его женой и троном, разделит участь Гонзаго. Власть на крови обречена. Но пока все царедворцы предают и продают друг друга. Опережает всех Горацио. У Шекспира — верный товарищ Гамлета. В спектакле — двуличный и ловкий малый, быстро усвоивший уроки Полония (запоминается еще один ученик Ларичева — Андрей Черкашов).
Многоходовка завершена, конкуренты повержены, погиб благородный мститель Гамлет. На троне — чужак Фортинбрас, рядом — премьер Горацио. Он насладился последним актом трагедии, в которую вовлекли актеров. Eлизавета связывает лицедейство и жизнь. Второй полюс — только искусство в час, когда все и вся погрязло в фарисействе, смертью смерть поправ, говорит правду. Но не всегда… выслушав приговор Палача (отточенная и экспрессивная работа Сергея Белозерских), не успевшего за новостями, порыв Eлизаветы, Горацио объявляет актеров «героями нации». Палач остается, «герои» еще пригодятся.
Что ж, Ларичев победил. К сотням трактовок парадокса Гамлета он добавил свою — кажущееся небытие на пиру зла не выход. Выбор сделать придется. Чарльз (впечатляющая работа Геннадия Баширова) физические пытки выдержал. Но и он начинает давать «показания»: «Я — грязная свинья. Мой род занятий — рыться в помоях…». Вступает в сделку с палачами (спасти друзей), да зря. И все равно настоящее искусство уменьшает злую силу, дает ей оценку, предостерегая нас. Но для этого надо сыграться в таком ансамбле, какой возник в театре драмы. Мудрость и прозорливость, неизбывную тоску о совершенстве изумительно доносит Семен Фуксман (Бенволио). На контроверзе солирует ему молодой и интересный Сергей Скобелев (Генри). Удачно ведет свою героиню Ольга Ионина (Амалия). Юное бездумное создание пытается спастись в одиночку, продавая себя. Трагические краски душевного разлада с бесчестным миром верно нашла Жанна Сырникова (Офелия). И всю эту репетицию на грани небытия с блеском ведет к страшной развязке Андрей Волошенко (Суфлер).
Специально написана к премьере музыка Олега Яшина, связавшая мотивы Дмитрия Шостаковича к знаменитому фильму Георгия Козинцева с нервными джазовыми синкопами нашего времени.
Заслуживают похвалы постановочные цеха, помощник режиссера Татьяна Драганова, бутафоры Вячеслава Шабалина, швеи и костюмеры Любови Крестьянниковой и Веры Сергеевой, художник-гример Любовь Стасенко, свет Марины Артеменко, звук Павла Сокурова, монтировщики Дмитрия Семенова, реквизит Веры Сокуровой, меблировка Вичо Eвтимова, декорации Нарине Манвелян и сам зав.постановочной частью Александр Петров. Пресса в долгу перед ними. В этой премьере все они тоже отлично справились со своими ролями.
НА СНИМКE: Сергей Скобелев в роли Генри.
***
фото: