X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Пески Заречья

Двадцать лет назад в пойме Туры развернулось обширное строительство — Запсибгазпром строил первый Заречный микрорайон, город — второй микрорайон. Что получилось, каждый день видят более 20 тысяч человек, проживающих здесь.

Вход-въезд

В годы застройки Заречья страна жила под лозунгом: «все для человека, все на благо человека». Но в этом, как теперь говорят, слогане нет конкретики — человек-пешеход и человек-автовладелец. То ли в результате экономии (был тогда в ходу и другой знаменитый слоган — «экономика должна быть экономной»), то ли по другой причине все входы- въезды в микрорайоны объединили. Теперь по одним и тем же довольно узким дорогам в микрорайон движутся люди и автомобили. Тротуаров нет, люди мешают автомобилям и наоборот.

Разнообразное однообразие

Архитекторы Заречья не особо усердствовали — девятиэтажные, одинаково серые дома выглядят как стриженные наголо новобранцы. Правда, из однообразных модулей пытались сделать что-то разнообразное: вот дом-башня с одним подъездом, вот дом-гармонь с пятью-семью подъездами. Вот дома, построенные дугой, другие — в форме турецкой сабли.

Eсть во втором Заречном Солнечный проезд. В самом деле — солнечный. Целый день его освещает солнце со всех сторон. Дома составлены под прямым углом друг к другу, их огибает проезжая часть. На плане это красиво: дуги сопрягаются с прямыми линиями. А в жизни — ужасно, так как автомобили на поворотах давно посшибали бордюрные камни и ездят напрямик зимой и летом, разнося глинистую грязь по микрорайонам.

Панели при изготовлении присыпали мраморной крошкой, кусочки которой нередко отрываются и падают на головы прохожим. По мрамору вплоть до девятого этажа забираются юркие мыши. А народ удивляется, кто погрыз новогодние пельмени, выставленные на лоджии?

Человек и автомобиль

Когда строили Заречье, в Тюмени было 20 тысяч легковушек на 400 тысяч жителей. В 2000 г. — на 502 тысячи человек — более 120 тысяч. Прибавилось автомобилей и в Заречных микрорайонах. Однако стоянок не прибавилось. Владельцы паркуют своих железных коней на тротуарах, у входов в подъезды, перед домами, подминая хилую ограду и зелень, на детских площадках. Поэтому летом микрорайоны выглядят плешивыми: кое-где зеленеет травка, укрепляя сыпучий песок, но в большинстве зияют песчаные и глинистые плеши — там не только трава не растет, но и неприхотливый зеленый мох.

Двадцать лет новому Заречью, и до сих пор, тут изъезженная вдоль и поперек песчаная пустыня. Трава и кустики сохранились только там, где топко, а потому не прокатилось все утюжащее автомобильное колесо.

Долина гейзеров

Зимой Заречные микрорайоны напоминают знаменитую Долину гейзеров: там и сям из щелей в земле, из-под чугунных люков поднимаются в морозный воздух столбы пара. Это улетают деньги жильцов. Тепловых счетчиков в домах нет, и плата за отопление расчетная. Может, поэтому никто не спешит заглушить гейзеры. На крупные аварии приезжают работники городских теплосетей, но работают по принципу «лишь бы с рук». Опрятность работягам незнакома, оставляют прямо на дороге обломки железобетона, торчащую металлическую арматуру и пр. Интересно, бывали ли хоть раз начальники этих теплосетей на местах, где только что поработали их подчиненные?

Несчастные 6-й и 12-й

Эти огромные дома по пр.Заречному начали строить в последние годы социализма по соцпроектам: на первых этажах во всю длину должны были располагаться магазины — гастроном и универмаг, чтобы зареченцы не таскали сумки с продуктами из города. Достроили дома и заселили уже при капитализме, когда эра бескрайних магазинов сменилась эрой ларьков. Магазины превратились в холодильники, где ежегодно зимой промерзают канализация и водопровод, лишая людей благ цивилизации.

Говорят, эти помещения купили состоятельные люди, но обустроить магазины то ли желания нет, то ли средств. Скоро десять пет как тянется эта «холодильная эпопея» — головная боль местного домоуправления.

В остальных домах промерзание углов в квартирах, потолков на верхних этажах — обычное явление. Говорят, что все дома тут сдавали к «красным датам», поэтому делали все на скорую руку.

Торговля

В Заречных микрорайонах, кроме третьего, вас на входе встречают торговые заведения — ларьки, магазинчики, лотки и пр. Во втором Заречном просторно развернулась «Ривьера» — магазин, недавно открыли бар. Контейнеры с замороженной и теперь оттаивающей парфюмерией, бакалеей убраны в сторону.

В первом Заречном года два уже обещают построить крытый теплый рынок, но дело не движется, кроме того, что добавилась шеренга пустых железных ларьков. Торговля из контейнеров здесь идет в любую погоду зимой и летом. Товары то промерзают, то жарятся на солнце.

Комариный питомник

Окрестности Заречных микрорайонов представляют собой песчаную пустошь, изрытую ямами и заросшую тростником. Здесь, кому надо, берут песок, но после экскаватора территорию не разравнивают бульдозером. Канавы, ямы, ямочки все лето заполнены водой. В них с самой ранней весны купается ребятня, бывает — тонут. А когда вода прогревается до нужной температуры, эти микроводоемчики становятся настоящими питомниками для комаров всех пород, в том числе и малярийных. Учитывая, что в Тюмени живет немало «южных» людей, среди которых есть больные малярией, недалеко до беды — появления местных разносчиков тяжелой болезни. Призываю власти проникнуться ответственностью и прислать в Заречье бульдозер, чтобы выровнять эту территорию.

Интеллигентная наркоторговля

Заречные микрорайоны стали местом бойкой торговли наркотиками. Внешне все выглядит интеллигентно. Сидит у подъезда молодая женщина с журнальчиком и карандашиком. Отгадывает кроссворд. Между страниц и в карманах у нее — «белая смерть». Рядом сидит мужчина — страж. Часам к десяти утра подтягиваются страждущие и жаждущие «кайфа». Молодая мамаша прогуливает малыша в колясочке. На ходу читает книгу. Книга — для отвода глаз, в ней тоже «белая смерть».

Иногда к вечеру появляются парни из батальона милиции ловить наркоманов. Однако они со своими кокардами и палками видны издалека, а у наркоманов наружное наблюдение поставлено хорошо, и за пять минут до появления милиции они исчезают. Eдва стражи закона скрываются за углом, торговля возобновляется. Таковы пески Заречья.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта