Президент снова «в заблуждении»
Извините, но я вовсе не хочу обсуждать — сколько должен Гусинский Вяхиреву, какой процент комиссионных получат Кох и Йордан, завладев телевизионной компанией, каковы зарплаты и гонорары у звезд независимой журналистики. Одно требует документального подтверждения. Другое — не скажут. Третье мне лично неинтересно.
Мне лично интересно получать информацию, а НТВ делает ее лучше других (вот пусть и зарабатывает больше). Но меня пытаются уверить, что все дело в экономике, что налицо элементарный передел собственности, что Гусинский взял деньги в долг у Вяхирева и вовремя не отдал, потому и говорить не о чем.
Типичная российская картина — что-то вроде «Сибирского алюминия», истории с КРАЗом, с Качканарским горнообогатительным комбинатом или тюменским судостроительным заводом. Похоже, да не очень.
Потому что речь идет не только о той собственности, что воплощена в телекамеры, вещательную лицензию, мебель в кабинете Eвгения Киселева. Речь о другой собственности, о которой почему-то молчат.
Эта другая собственность — мы с вами, уважаемые телезрители канала НТВ. Это нас хотят заполучить «Газпром-Медиа», Рэм Вяхирев, Альфред Кох и те, кто стоит за ними. Это ради нас и из-за нас идет ожесточенный спор в Государственной Думе и Совете Федерации, Причем одна из сторон, которой мы так нравимся, даже не хочет спрашивать наше мнение. Словно мы — вещь. Словно мы — приложение к каналу, вроде тех же стульев в приемной Киселева.
Ах, как все просто — власть переменить, журналистов тоже (впрочем, они поменяются сами. Кто же поверит сладким словам Бориса Йордана и Альфреда Коха, что они ни в коем случае не хотят посягать на свободу творчества?) — и все? А мы что — как животные, которым в мозг впаяли проводник, будем послушно нажимать все ту же восьмую кнопку? Это вряд ли — без «Гласа народа», без «Итогов» и без «Итого», без «Кукол» и, самое главное, без прекрасных информационных программ, из которых мы нередко узнавали «другую точку зрения» — в отличие от официальной. Мы узнавали правду о Чечне. Правду о лодке «Курск». Правду о многих событиях в нашей собственной стране. И о роли власти в этих событиях.
Эта «другая правда», на мой взгляд, и есть настоящая причина заварушки вокруг НТВ.
Eдинственное, над чем хотелось бы поразмышлять, — какова же роль «гаранта Конституции» в этом вопросе? Роль президента Путина, который на днях отметил первую годовщину своей триумфальной победы на выборах 2000 года.
Два дня я смотрю телевидение. И слышу изумленные голоса: что же президент? Может, он не в курсе дела? Может, его «подставили», как говорит спикер Селезнев? Может, его «вводят в заблуждение», как пытается смягчить ситуацию Михаил Горбачев, не теряющий надежды на встречу с президентом и на возможность решить вопрос мирным путем?
А мне представляется, что господин президент давно глубоко обижен на НТВ. И за давние «Куклы», когда его изобразили в виде «крошки Цахес» из сказки Гофмана. И за тот же «Курск», когда ему не дали отсидеться от трагедии на курорте. И за Чечню, потому что, кажется, только из-за НТВ никак не удается доложить народу о полном и окончательном замирении с горцами.
Злопамятность, конечно, вполне человеческое качество. Но только не для президента. Но только не так легко обнаруживаемое.
Не могу не вспомнить Бориса Eльцина, которому доставалось за всех правителей страны. Но не было ни одного ответного выпада. Ни одного судебного процесса. Ни одного закрытого средства массовой информации. Ни одного шага, направленного против свободы печати (а чего стоят видеосюжеты с дирижированием оркестром в Германии или пантомима про снайперов, которые стерегут боевиков у села Первомайского).
А Владимир Владимирович поступает, как обычно. Как в случае с «Курском» и при других острых ситуациях. Он хранит молчание. Он — в стороне. Он почти ни при чем. Неужели опять поведение президенту диктует первая профессия?
Судя по вчерашним вечерним сюжетам, профессионалы гласности переиграли рыцарей плаща и шпаги вместе с газовыми магнатами. Прямо или косвенно в поддержку лучшего телевизионного канала страны выступили руководители обеих палат Федерального Собрания. Популярные политики. Деятели культуры и искусства. Видные юристы. Молниеносный захват, кажется, не получился.
Наверное, опять придется президенту кого-то «назначить виноватым». Это уже входит в традицию.
P.S. А Газпром угрожает проверить, правильно ли отчитывались журналисты НТВ по командировкам в Чечню.