X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тюменский молодой артдизайн рвется в большой мир

Выставка живописно-графических работ педагогов и студентов института дизайна — отделения Тюменского колледжа искусств и филиала Уральской архитектурно-художественной академии — в Тюменском областном музее изоискусств (Орджоникидзе, 47) доступна горожанам с 19 апреля по 5 мая с.г.

Вернисаж собрал в основном молодых авторов с друзьями, преподавателей — известных художников Михаила Гардубея, Eлену Улькину, Ольгу Трофимову, Николая Пискулина (простите, если кого из мэтров не заметил). Невнимание их коллег, маститых художников, просто непростительно. Мало того, что выставлено достаточно работ, зрелых не по годам и замеченных лидерами всероссийского дизайна. Выставка убедительно и зримо показала, насколько перспективно и способно вписаться в рыночную среду ведомое творческой командой Геннадия Вершинина и Михаила Гардубея оригинальное направление тюменского арт-дизайна. В нем удачно синтезированы декоративно-прикладные, «украшательские», начала с классическими и авангардными языками современного искусства.

Виртуальные комбинации, клиповая рябь, коллажные мерцания и новые технологии с привычными глазу фигуративностью и цветоносностью, реальной перспективой значительно усиливают впечатление от проектной графики по мотивам сказки Пушкина о царе Салтане и колеблющихся интриганок опытной Eлены Улькиной. Перед нами новый язык искусства начинающегося века, заметный в произведениях учеников (Марина Лебедева, «Утро одного дня», натюрморты Eлены Берестовой, Светланы Кузнецовой).

Следует пояснить и это обилие опекунов наших студентов. Институт дизайна — своеобразный научно-методический центр, можно сказать, по аналогии, как кафедра в вузе. Филиал УрАХА потому, что после трех курсов обучения на тюменском отделении студенты продолжают заниматься у приезжей екатеринбургской профессуры, получают диплом о высшем художественно-проективном образовании.

Эта новая система, кстати, принята и в ТГУ, когда после трех курсов педколледжа молодые продолжают учебу в университете. Из властей на открытии были председатель областного комитета по культуре заслуженный работник культуры РФ Eвгений Негинский, ведущие сотрудники комитета Светлана Павлова и Анна Николаева. Они дали хорошую оценку этому событию в художественной жизни Тюмени.

Непривычно и название выставки — «Non Fiction». Буквально — «без фикции» (вычурного фантазерства). Дело в том, что выставленные вещи родились в работе с реальными и конкретными предметами нашего быта, интерьеров, уличного оформления. Вершинин обозначает творческий дух местной школы как документально-поэтический реализм. В нем привычная и надоевшая нам, увы, грубая и неряшливая во многом, тюменская среда обитания преобразована авторским видением, ассоциациями в новую современную гармонию. Хороши работы о старой Тюмени Александра Прудникова (цикл «Время. Пространство. Движение»). Преподавателя, но еще студента УрАХА и выпускника колледжа. Такое, слава богу, возможно на отделении дизайна, где приглашают преподавать по уму и таланту, а не по форме с обязательным дипломом вуза.

Слева на компьютерном коллаже — вавилонская башня, заполненная знаковыми символами всемирной культуры (дворцами, соборами). Справа — тюменский деревянный особняк с чудной резьбой и рядом (наплывом) — фотографии тюменцев начала XX в. Времена соединились в долгом хороводе художественной памяти.

У Андрея Eрдякова опавшие лепестки розы лишь обозначают предел времени. За цветком — новое живущее пространство, другая «Жизнь вещей». В них старая красота помогает выговориться новой.

Не могу не согласиться с искусствоведом — зам.директора обл. музея изоискусств Верой Субботиной. Суть сказанного: правильно, что на широкую публику выходят наши молодые силы. Показывают свою интересную, достигнутую сегодня высоту. А то многие тюменские профессионалы ждут до 50, 60 лет. Тогда открываются их персональные выставки.

Но уже сложились стиль, мироотношение. Ясно, кто и что принесет. Сегодня виден этакий ровный застой в творчестве тюменских профессиональных мастеров. А здесь, на выставке — прорыв, дерзкий поиск, ощущение становящейся обновленной школы. И неожиданный, смелый портрет молодого поколения. Можно сказать, что в потенциале они относятся к творчеству серьезнее и глубже классических художников. Главное, что импонирует, — нестандартность поисков и свобода ассоциативного мышления.

Добавлю свое замечание. В общении с молодыми, слушая их резкие, колючие ответы, я почувствовал, что им не хватает общекультурной подготовки. Они плохо формулируют свои мысли, оценки, выражаются коряво, не очень грамотно. Риторика и культура речи (как небольшие учебные курсы) им не помешают.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта