X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Владимир Меньшов предупреждает о зависти богов

Встреча удалась, ибо ИЩ мастер не рисовался и не I 3 опускался до дурного амикошонства. Обошелся без артистических баек, столичных пересудов. Мы вместе с ним заново пережили творческую историю знаменитых кинофильмов: «Розыгрыш» — первый публичный рассказ в середине 60-х гг. в СССР о молодежной рок- культуре, «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли».

Поначалу тюменцы увлеклись сопричастностью к внешне успешной карьере гостя, щедро осыпая его комплиментами в записках. И тут — тишина. Меньшов с горечью заметил, что после ошеломительной победы его мелодрамы буквально на следующий день у него почти не стало друзей-коллег. На собрании в «Мосфильме» они требовали «бороться с этим низкопробным фильмом». Мол, чего там было снимать, любой юнец из ВГИКа справился бы. Пусть, мол, высокое кино попробует сделать.

Миф о легком пути Меньшова к славе развеялся как дым: «Я поздно начинал,»почти нйчёгбфе получалось: Даже в Воркуте на шахте поработал, четыре раза поступая в театральный институт (Меньшов все же закончил актерский факультет в знаменитой «Щуке» при МХАТе — В.Р.).

Стал работать на сцене — плохо, неинтересно. Пошел во ВГИК. Великий Михаил Ромм взял меня, но ректорат не зачислил снова в студенты. Со мной связан прецедент. Тогда Ромм добился моего зачисления в аспирантуру. Так без студенческого этапа в обучении я стал кинорежиссером. Ромм — добрый гений. У него тогда учились Андрей Тарковский и Василий Шукшин. Будущие классики. Начальство требовало отчислить первого как неврастеника, а второго — как «деревенского лаптя». Прорвало меня лишь в 32 года (в конце 60-х в «Розыгрыше» — В.Р.)».

Меньшов прокомментировал свой новый фильм «Зависть богов». О драматичной, но счастливой любви творческих людей на фоне погрузившейся в маразм советской эпохи начала 80-х гг. Он — иностранец, она — наша, якобы предающая родину. Берегитесь зависти богов, не надо забываться в своем счастье. Тут и настигнет кара свыше.

Тюменцам полностью показали новый художественно-документальный фильм «Любовь к отеческим гробам». Слезы благодарности… плывешь по волне памяти шестидесятилетних людей — сверстников Меньшова. Камера медленно движется по аллеям Новодевичьего и Ваганьковского некрополей. Памятник Высоцкому и врезка из старой ленты — песня. …Жуков. И миг Парада Победы на Красной площади в июне 45- го… Усыпанный цветами последний приют Шульженко… и ее романс. Утесов… и кадры из недосягаемых «Веселых ребят».

Да, это миф о советском времени, но, странное дело, — не говорите о милых спутниках моих, что их нет. А говорите — они были… И вот люди искусства той эпохи оборачивают миф живой жизнью, очищая тоталитарный гнет, сопротивляясь ему.

Меньшов с болью говорил о современном состоянии нашего кинематографа, о разрушитель- ‘НыЯ^оцесс’ак ё нем. Спрашивали его и про дочь Юлию — популярную телеведущую. Тут он воздал должное нашим матерям. Eго жена, популярная актриса Вера Алентова, воспитывала дочь, проигрывая поведенческие модели, трудные ситуации в жизни и выход из них. Дочь повторила отца, после актерского факультета недолго работала на сцене и разочаровалась. На телеканале ТВ-6 нашла себя в роли ведущей «женской» программы «Я сама». После первых успехов и у Юлии стало меньше «друзей» и больше завистников. Но детские уроки помогли выстоять.

Меньшов по характеру фаталист: «Редко что получается по заказу. Я умею ждать, и приходит то состояние, настроение, когда оживает сценарий, находишь деньги на съемку». Перед встречей мэтр посмотрел поставленный им в Тюмени в 1995 г. спектакль «Комедия в замке». Высоко оценил творческий уровень нашего театра, но остался недоволен своими постановочными промахами. Меньшов, оказывается, серьезно связывает творческие планы со сценой. По его мнению, именно театр сегодня может духовно помочь нам пережить смутное время.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта