Из глупины веков
Гомер называл слова «крылатыми» потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Впоследствии «крылатыми» стали именовать краткие цитаты, образные выражения, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными.
В нашем языке много фраз, которые мы часто произносим, не задумываясь об их происхождении.
Например, «Вот где собака зарыта». Оказывается,» где-то в Германии, на окраине заброшенной деревушки, неподалёку от фамильного замка графов фон Вангенхейм, стоит каменная плита с барельефом собаки. Надпись на плите гласит: «…здесь погребена собака по имени Штутцель с тем, чтобы её не сожрало вороньё. Она была верна своему господину и доказала это на деле». Оказывается, Штутцель был убит во время любимого развлечения средневековых феодалов — междоусобной войны. Собака выполняла роль связного между замками хозяина и его союзника. На памятнике есть и четверостишие, начинающееся словами: «Вот где собака зарыта».
А вот выражение «Всё своё ношу с собой». Оно восходит к древнегреческому преданию. Когда персидский царь Кир занял греческий город Приену, жители покидали его, унося с собой всё самое ценное. Лишь некто Биант, известный в Приене как мудрец, ушёл с пустыми руками. На недоуменные вопросы сограждан он отвечал: «Всё своё ношу с собой», имея в виду духовные ценности.
Выражение «Eсли гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе» своим происхождением обязано одному из анекдотов о Ходже Насреддине. Согласно этому рассказу, он однажды выдавал себя за святого и пророка. Eго попросили продемонстрировать какое-нибудь чудо, и он пообещал, что если повелит пальме приблизиться к нему, она подчинится. Когда чудо не удалось, Насреддин подошёл к дереву со словами: «Пророки и святые лишены высокомерия. Eсли пальма не идёт ко мне, то: я иду к ней».
А слоган рекламы автомобилей «Иж» — «всерьёз и надолго» — принадлежит В.И. Ленину. Говоря на XI всероссийском съезде Советов о новой экономической политике, Ленин сказал: «Эту политику мы проводим всерьёз и надолго, но, конечно, как правильно уже замечено, не навсегда». Напоследок — слово «лаконичный». Краткостью и простотой речи отличались спартанцы, жившие в Лаконии, юго-восточной части Пелопоннеса. Им, воинам, было не до витиеватых выражений. В этой связи приведу один любопытный факт: рекорд в лаконичности поставил Виктор Гюго. Отсылая рукопись романа «Отверженные» к издателю, он приложил к ней записку следующего содержания: «?» Издатель ответил достойно: «!».