Шапошный разбор
Весна — сезон веселых молодежных курток, под стать которым озорные полуспортивные-полудетские шапочки с кистями и помпонами. Или (последний писк) ощетинившимися бугорками рожек.
Юные леди и джентльмены носят их задорно и гордо, как когда-то их папы и мамы носили знаменитые «петушки». Эта преемственность поколении имеет глубокие корни — рогатые каски викингов, волосяной гребень-султан, украшающий головной убор гвардейца, рога священного зверя-тотема, венчающие головы шаманов и жрецов или рогатые кики древнерусских красавиц. «В деревне народ одевался особенно щеголевато: кички у женщин были все в золоте», — писал Н.В. Гоголь в «Мертвых душах». О рогатой кике мечтала приемная мать Снегурочки в пьесе Островского.
Кичка или кика — старинный головной убор замужней женщины, который, в отличие от девичьего «венца», полностью скрывал волосы, чтобы на них не принести проклятий и наговоров в новое семейство. Конструкция из жесткой пеньки или бересты обтягивалась нарядной тканью и украшалась бисером, речным жемчугом, камнями и рубленым перламутром. По орнаменту, цветовой гамме можно было узнать о месте рождения и возрасте женщины, о составе семьи (до появления первого ребенка кики были яркими, узорными). Красный цвет ассоциировался с красивым (красно солнышко, красна девица) и звучал еще более мажорно в сочетании с золотым, синим, белым. Несмотря на устоявшуюся символику каждого элемента, выбор узора, мотива и цветовых переходов зависел от мастерства вышивальщицы и индивидуального вкуса владелицы.
Головной убор состоял из множества частей, иногда 15-20, и достигал веса в пять килограммов, придавал фигуре нужную стать и монументальность, а всему костюму — законченность. Каждая часть надевалась в строгой последовательности, в соответствии с ритуалом. Свадебные запевки повествуют нам о прощании девицы с русой косой и с прежней вольной жизнью: «Темно будет вам под кикой, русы волосы, да тягота будет буйной голове».
Кичку дополняла «сорока» — головной убор с крыльями, хвостом — мягкий чехол со множеством деталей. Бисерная «подзатыльня» спускалась на спину, напоминая щетину могучего зверя, гордо несущего солнце между рогами. Пушки и кисти не просто закрывали уши от недобрых слов и дурных вестей, они напоминали птичье оперенье, что сродни крылатым ангелам. Земля и небо, все мироздание связывалось костюмом в единый гармоничный замкнутый круг. Сами названия — «кичка» (утица) и «сорока» — говорили о колдовских возможностях хозяйки. Она могла, как Ярославна, обернуться кукушкой и прилететь к князю Игорю, чтобы утереть жестокие раны, могла перемещаться в пространстве и времени, спасая себя и своих близких. А маленькие рожки на головном уборе, напоминающие шишки на свадебном каравае, были пожеланием плодородия — земле и семье, защиты и силы.
Мы живем в трудное, но интересное время, и хочется уберечь, защитить молодое поколение от несчастий, соблазнов и зла. Мода приходит нам на помощь. Подсознательно, интуитивно она воскрешает давно забытую символику, позволяет шапочке ненавязчиво опекать свою хозяйку.
Надежда Ламанова, искусствовед МУП «Тюменский дом моделей».
***
фото: