Гагарин готовился к полету на Луну
Освоение окололунной орбиты и посадку на Селену предполагалось осуществить с помощью пилотируемых кораблей Л-I и Л-III, созданных академиками Сергеем Королевым и Василием Мишиным. Для вывода кораблей на лунный маршрут академик Валентин Глушко создал уникальную ракету-носитель Н-1 весом 3000 тонн.
Программа освоения Луны имела два этапа: облет и посадку на ее поверхность.
27 апреля 1966 года группа из 18 космонавтов начала «лунную» подготовку. Старт корабля Л-I с Борисом Волыновым на борту для облета Луны планировался на 26 июня 1967 года.
В случае успеха вслед за ним должен был последовать старт комплекса Л-Ш из двух ракетных блоков и двух кораблей. Один из них должен был сесть на Луне и пробыть там 48 часов.
Командирами лунных экипажей были назначены полковники Юрий Гагарин и Алексей Леонов. Бортинженерами — гражданские космонавты Олег Макаров и Николай Рукавишников.
Кроме них к полету на Луну были готовы Виктор Горбатко, Валерий Быковский, Eвгений Хрунов, Андриян Николаев и Владимир Шаталов, каждый с гражданским бортинженером. Возвращение с Луны планировалось со стороны Антарктиды.
Гагарин, готовясь к экспедиции, самостоятельно разработал основы проекта космического аппарата ЮГ-66 с самолетными принципами посадки. Однако лунную программу преследовали неудачи. Ракета Н-l не выдержала ни одного из трех испытаний. 19 августа 1966 года над беспилотным кораблем ОК-7 в районе Феодосии не раскрылся парашют. 23 ноября того же года еще один «беспилотник» пошел на посадку в Китай и был взорван по команде с Земли.
14 декабря при старте очередного автоматического корабля произошла авария. Погиб майор Николай Коростылев, а несколько членов стартовой команды получили ожоги.
В начале 1967 года очередной запуск окончился неудачей. Лунник сплющился от сильнейшего удара о землю.
Лунная программа была приостановлена. Гагарин переключился на испытание кораблей серии «Союз». Он был дублером Владимира Комарова на «Союзе-1». Этот полет в апреле 1967 года закончился гибелью Комарова.
После этого приказом главкома ВВС Гагарину запретили полеты на самолетах и вертолетах, в отличие от других космонавтов.
13 марта 1968 года он преодолел этот запрет. Однако 27 марта 19-й тренировочный полет на истребителе УТИ МИГ-15 окончился трагической гибелью Юрия Алексеевича.