О музыке и национальном характере
5 мая в концертном зале им. Гуляева с сольным концертом выступал всемирно известный пианист Питер Донохоу. Перед выступлением маэстро встретился с тюменскими журналистами.
Несмотря на языковой барьер, общение музыканта с представителями средств массовой информации проходило весьма непринуждённо (вот что значит хорошая работа переводчика!). В результате за 40 минут удалось узнать и о его молодости, и о музыкальных пристрастиях, и о видении русского национального характера, и о некоторых планах на будущее.
Музыка (причём не только классическая) составляла и составляет основу жизни Питера. В молодости он был ударником в рок-группе, носил длинные волосы, участвовал в движении хиппи. Как пианист он был замечен, когда играл «Петрушку» Шостаковича. Это было в 70-е годы. С тех пор более серьёзно он занимается фортепьяно. В 1977 году Донохоу получил золотую медаль Дайаса и третий приз на I Британском конкурсе им. Листа, завоевав международное признание.
О своих музыкальных пристрастиях Питер говорить не любит и не может, считая, что, выбрав любимого композитора, дирижёра или оркестр, можно обидеть других и испортить с ними профессиональные отношения. А с русской классической музыкой маэстро познакомился ближе, готовясь к международному конкурсу им. П.И. Чайковского в 1982 году, победителем которого он впоследствии и стал.
По словам маэстро, знакомство с русской музыкой помогло ему понять особенности русского национального характера и самую главную его черту — бескомпромиссность в выборе жизненных ориентиров. Вот его слова: «Русский бросается из крайности в крайность. И любит, и ненавидит — всей душой. Середины нет. Поэтому в музыке он способен открыться полностью».
Питер также отметил, что именно русский оркестр с русским дирижёром и русским же пианистом, играющий музыку русского композитора, способен добиться потрясающего успеха. Такой любви к своей музыке, как у русских, он желал бы и английским музыкантам.
После пресс-конференции самым «актуальным» желанием было поскорее услышать игру Донохоу. И концерт как нельзя лучше подтвердил его слова. Играя, Питер отдавался музыке целиком, пытаясь донести мысли и чувства композиторов до слушателей. Разумеется, до тех, кто им открылся.
А открылись не все. Быть может, причиной послужила духота в зале, а может, надеясь на отдых, зрители просто не захотели душевно потрудиться — ведь музыка Шопена, Шумана, Равеля, Листа нелегка для восприятия и понимания.
Однако очень сложно было не отметить великолепную технику исполнения. И отметили. И после каждого произведения вознаграждали музыканта щедрыми аплодисментами. Хотя иногда, казалось бы, похвальное стремление выразить своё уважение приводило к ситуациям, весьма не нравившимся музыканту, — аплодировать начинали просто в паузах в рамках композиции.
Вот такие мы, русские зрители. Уж если благодарим — так от всей души, без удержу!
***
фото: