Желтые утки
С праздниками у нас все в порядке — почти все в двойном экземпляре — по старому и новому стилю.
К у журналистов аж целых три: в январе — День российской прессы, в мае — День советской печати, тоже повод выпить, в мае же — международный День свободы прессы. Первый день из перечня мы отметили подборкой афоризмов о журналистике. Сегодня — о нескольких крылатых словах из газетно-журнального мира.
Желтая пресса
Так говорят о средствах массовой информации, ориентированных на дешевые сенсации и обывательские вкусы. Выражение принадлежит одному американскому редактору. Так он назвал в 1896 году две газеты — «World» и «Нью-Йорк джорнал». Обе газеты печатали серию рисунков: маленький мальчик в желтой рубашке, с комическими суждениями о боге и мире. Серия была популярна. Потом газеты затеяли спор о том, кто первый поместил такой рисунок. Спор перерос в свару, что и дало повод для насмешки. Выражение стало поговорочным, хотя многие употребляющие даже и не знают его происхождения — нечто подобное «бить баклуши» или «попасть впросак».
Газетная утка
Синоним — ложь в печати. Eсть несколько толкований происхождения этого выражения. Вот одно из них, без ручательства, не является пи оно в свою очередь уткой.
Родиной крылатого слова считается Франция, хотя поводом послужил бельгийский юморист Корнелиссен, который вздумал поиздеваться над легковерием публики и напечатал такую заметку: «Прожорливость уток хорошо известна. Один ученый купил 20 уток и тотчас же приказал изрубить одну из них, с перьями и костями, на мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой, потом с третьей, и так далее, пока не осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг».
Заметку, как водится, перепечатали другие желтые газеты, и несколько дней обыватели только об этой сенсации и судачили, и спорили. Самое забавное: несмотря на то, что выражение стало крылатым во всех европейских языках (а во Франции даже разносчиков газет называют продавцами уток), через сотню с лишним лет на точно такую же заметку купились американские читатели. Ничего удивительного: на приколы «Курьера» первого апреля тоже многие клюют.
Вторая древнейшая профессия
Обычно так называют журналистику с легкой руки одного английского политика, имя которого, из-за явной несправедливости к нашему цеху, называть не будем. Древнейшая? Может быть. Но не вторая. Депутатство в избираемых органах власти — хоть в Древней Греции, хоть в не менее Древнем Риме, появилось гораздо раньше журналистики и газет. А гонорары у торговцев голосами в нашем парламенте несравнимо выше, чем у представителей первой древнейшей.