Муниципальному транспорту приказано жить долго
Курьер
Актуальные вопросы развития городского общественного транспорта были рассмотрены на заседании постоянной комиссии по экономическому развитию и жизнеобеспечению городской Думы.
Общая картина состояния дел на городских пассажирских автотранспортных предприятиях, как рассказал председатель комитета по транспорту и связи Сергей Каранкевич, безрадостная. Процент износа подвижного состава перевалил за все возможные и разрешенные техникой безопасности рамки. В ПАТП-2, например, — 91%. Списанию вследствие полной негодности подлежат как минимум 143 автобуса и троллейбуса. Но старый транспорт заменить нечем, так как новый за последние годы практически не приобретался. С 1997 года для города куплено всего 27 автобусов, большей частью малой вместимости, и 14 троллейбусов. В то время как потребность — 40 единиц ежегодно.
Город растет, а коэффициент обеспеченности транспортом на тысячу жителей падает. В 1995 году он был близок к норме -единице, а в 2000 году составил всего 0,57. В результате на городские маршруты муниципальные предприятия вынуждены привлекать все больше частников. В 2000 году на 346 муниципалов их приходилось уже 380. Правда, загвоздка в том, что контролировать частные перевозки чрезвычайно трудно. Цены на билеты частникам диктовать никто не может, их рост сдерживает только рынок. Время движения они могут выбирать по своему усмотрению, движение по маршруту — тоже. Кроме того, частники не обременены перевозкой большей части льготников. Для сравнения, муниципальные автобусы и троллейбусы перевозят 48 категорий бесплатных пассажиров, а коммерсанты -всего 17.
Не затянешь частников и на нерентабельные, социальные маршруты. В деревню или куда-нибудь на край города они не поедут. Не любят и дачные маршруты. Поэтому из 116 маршрутов, существующих в городе, большую часть меньшими силами обслуживает муниципальный транспорт: 51 городской маршрут, 9 пригородных и 30 дачных. Вся армия частников сосредоточилась на самых прибыльных маршрутах в центре города. А там, где частники работают совместно с муниципалами (таких маршрутов 26), они частенько обманом и хитростью вырывают у муниципалов кусок хлеба. О таких случаях на маршруте N 121 рассказал депутатам заместитель директора ПАТП-1 Геннадий Зумарев.
Строгого контроля и современной системы диспетчерского сопровождения в городе не существует. Те, что были установлены в 1970 («Дистон») и в 1991 (СКАД), морально и физически устарели. Они не могут дать полной картины работы общественного транспорта. Давно пора установить систему навигационного контроля. В 1999 году стоимость ее установки составляла 10 млн. рублей.
Душит муниципальные предприятия и кредиторская задолженность. Сейчас она составляет порядка 138 млн. рублей. И пени по долгам растут. На директоров муниципальных транспортных предприятий уже неоднократно подавали в суд как на злостных должников в различные фонды. Выходом из долговой ямы могла бы стать отмена льгот на проезд. Но целиком это не под силу даже городской Думе. Большая часть льгот установлена федеральными законами.
Заслушав информацию комитета по транспорту и приняв ее к сведению, депутаты решили, что не развивать муниципальный транспорт нельзя. Он должен жить. Долго и благополучно. Для начала, чтобы облегчить положение транспортников, депутаты вынесли на рассмотрение городской Думы вопрос об отмене права бесплатного проезда депутатов и их помощников на городском транспорте. Решение записали. Будем ждать, что решит Дума на своем заседании 26 апреля.