X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

НКВД против пьянства и разврата

На войне высокий героизм нередко смешивался с самым низменным и отвратительным. Может быть, это и есть историческая правда?

АЛEКСАНДР ПEТРУШИН

Чем занималась контрразведка во время войны? Одни говорят — ловила шпионов и предателей. Другие — сажала невинных людей.

А еще — контролировала моральное состояние Красной Армии. О том, что это состояние, особенно командного и политического состава, оставляло желать лучшего, свидетельствуют прежде секретные чекистские документы.

В мае 1942 года начальник Особого отдела НКВД Волховского фронта майор госбезопасности Д.И. Мельников направил на имя члена Государственного комитета обороны Г.М. Маленкова докладную записку «О моральнобытовом разложении комсостава частей и соединений 59-й армии».

В записке отмечалось, что, «используя свое служебное положение, командиры склоняют женский персонал к половому разврату. Увлекаясь женщинами, они систематически пьянствуют. Вместо руководства боем в ходе боевых операций отлеживаются в блиндажах.

Так, заместитель начальника инженерного отдела штаба 59-й армии Герой Советского Союза майор Коровин и работник политотдела армии старший батальонный комиссар Никулин 26 февраля 1942 года в нетрезвом состоянии зашли в столовую военторга. Коровин без всякого основания, обнажив револьвер, потребовал от начальника военторга колбасы, варенья и других продуктов. Получив варенье’, он бросил стакан с этим Вареньем на пол и, ругаясь площадной бранью, приказал своему адъютанту расставить по углам столовой мины.

Коровин открыто, на глазах у бойцов, сожительствует с машинисткой штаба армии Присоватьевой и вместе с ней ходит в баню.

Начальник штаба артиллерийского управления 59-й армии полковник Самойлов увлекся машинисткой артуправления Тугарино- вой. В любовной записке Самойлов пишет: «…Капочка! Eсли ты не хочешь нарушать нашей дружбы, откажись, что ты сказала сегодня — больше кушать со мной не будешь. Я сильно этим огорчен, ты меня обижаешь незаслуженно. Ты мне нравишься, я к тебе привык, если не сказать большего. Фима». Эта записка стала достоянием подчиненных.

Комиссар 430-го гаубичного артполка батальонный комиссар Фридрик держит у себя в полку в качестве санинструктора днепропетровскую артистку Булдакову, хотя она никакого медицинского образования не имеет. Бойцы называют Булдакову «личным адъютантом комиссара полка».

Комиссар 1240-го стрелкового полка 372-й стрелковой дивизии батальонный комиссар Самойлов имеет интимную связь с комсомолкой военфельдшером Петуховой. Во избежание ответственности за свои действия Самойлов объявил перед общественностью полка о том, что Петухова является его женой, в то время как у него имеется законная жена и трое детей.

Комиссар санитарного батальона 372-й стрелковой дивизии Чернышев сожительствует с подчиненной ему медсестрой Окорядчен- ко, которую без всякого основания пытался представить к правительственной награде.

В батальоне связи 372-й стрелковой дивизии командиры Смирнов, Норонов и комиссар Ларин сожительствуют с телефонистками без стеснения. Начальник связи 372-й стрелковой дивизии подполковник Тимошенок в нетрезвом состоянии, склоняя к сожительству телефонистку Манцеву в присутствии бойцов, приказывал ей лечь с ним спать.

Перечисленные факты распущенности, пьянства и морального разложения в 372-й стрелковой дивизии известны командиру дивизии подполковнику Хорошеву и комиссару Зайцеву, которые не только не принимают мер борьбы с этим явлением, а наоборот, сами стали на путь разврата. 23 февраля Хорошев и Зайцев под предлогом проявления «заботы» пригласили к себе девушек-радисток. Радистка Анурова, с которой спал Хорошев, должна была с 2-х часов идти на дежурство, однако Хорошев не отпустил ее, заявив: «Не ходи на дежурство, пусть назначат другого человека, об этом я сам скажу вашему начальству».

Командир 658-го отдельного саперного батальона старший лейтенант Сергеев 24 февраля приказал своим помощникам принести водку для групповой попойки, которая продолжалась двое суток. Кроме того, Сергеев сожительствует с военфельдшером Тереховой.

Начальник санслужбы 942-го артиллерийского полка 374-й стрелковой дивизии военврач 3-го ранга Белоглазое в нетрезвом состоянии зашел в операционную палатку, вызвал к себе санинструктора Уланову, где и пытался ее использовать. Когда Уланова оттолкнула его от себя, последний с возмущением выхватил пистолет и произвел несколько выстрелов в землю. Здесь же Белоглазое и ранил себя в ногу, после чего направлен в госпиталь.

Командир 1249-го стрелкового полка 377-й стрелковой дивизии майор Швагирев систематически пьянствует. Вызвал в полк свою жену, которую оформил на должность военфельдшера полка. 19 февраля Швагирев, будучи в нетрезвом состоянии, отругал площадной бранью и три раза ударил по лицу политрука Носова. В пьяном состоянии Швагирев собрал весь командный состав полка, силами которого приказал взять ДЗОТ противника. Только вмешательством Особого отдела НКВД комсостав в бой введен не был. 26 февраля Швагирев, напившись пьяным, учинил дебош со своей женой,-в которую произвел несколько выстрелов из пистолета, но в нее не попал.

Командир 378-й стрелковой дивизии полковник Дорофеев и комиссар дивизии Корнышев систематически пьянствуют и сожительствуют с женщинами. 8 января Дорофеев и Корнышев пригласили к себе зубного врача и мед- фельдшера. Эти женщины пьянствовали и ночевали с ними двое суток. Будучи выпивши, Дорофеев заявлял командирам: «…Здешние женщины проститутки, их нужно использовать, а вы, командиры, не теряйте этого случая…».

5 февраля во время наступления дивизии Дорофеев вызвал к себе в блиндаж девушку военфельдшера и пропьянствовал с ней четверо суток. Свой невыезд на позиции мотивировал болезнью.

Комсостав между собой говорит: «Ну как там наше пьяное командование, что решило?» В момент выполнения боевой задачи частями дивизии по овладению д. Остров Дорофеев, Корнышев и начальник штаба Аксельрод на протяжении трех суток пьянствовали, не выходя из блиндажей.

Вместо организации контроля и проверки формирования батальона для смены частей в наступлении командир 372-й стрелковой дивизии подполковник Хорошев и комиссар Зайцев устроили 3 марта коллективную пьянку с женщинами. Прибывшего с приказанием работника оперативного отдела штаба они не приняли. Он, возвратившись, сказал: «Пьяное командование гуляет с женщинами».

Подобные факты морально-бытового разложения комначсостава в частях 59-й армии не единичны. По нашей информации, командиры и комиссары частей и соединений мер к устранению подобных явлений не принимают, так как сами являются виновниками этого. О фактах морально-бытового разложения отдельных командиров и политработников 59-й армии неоднократно информирован Военный совет армии. Однако мер пресечения творящихся в частях безобразий не принято».

Каково было солдатам и младшим офицерам идти в бой, когда они знали, как весело проводит время их командование? Не случайно чекист Мельников непосредственно связывает окружение и разгром 59-й армии летом 1942 года с ее «морально-бытовым разложением».

А через полвека после Победы тюменская молодежь каждую весну отправляется искать в новгородских болотах непогребенные останки людей, оказавшихся заложниками пьяной посредственности.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта