Нет, я не денди, я — другой
«Плейбой, супергерой, одет, как денди» — в этом шлягере, как и во многих попсовых хитах, если разобраться, смысл отсутствует. Супергерой — кумир толпы, очищенный от недостатков, рафинированный, готовый пример для подражания.
Конечно, одет с иголочки, поскольку современная мода представляет собой коллективное подражание регулярно появляющимся новинкам, даже если при этом она маскируется под «индпошив», прячась за имена, логотипы и громкие личности кутюрье.
Даже высокая мода, благодаря масс- медиа, стала достоянием и делом всех и каждого, не выделяя никого своей избирательностью. Конечно, число покупателей, попавших на показ, ограниченно, но соприкоснуться с новшеством по телевизору или на журнальной картинке может любой.
Раньше у каждого социального класса был свой костюм. Конечно, актер английского театра мог щеголять в костюме короля, но это только в пределах сцены, а если бедолагу встречали в городе в одежде, не подобающей сану, последствия были печальны. Сменить свой класс, превратиться из нищего в принца было просто — достаточно переодеться, а дальше все сделает костюм…
Но и костюм был требователен: кто долго носил фрак или кафтан, откидывал длинные полы привычным отработанным жестом, а «кто знаком с армяком, тот не справится с сюртуком» — и сидит не так, и тесно, и непривычно.
Торговля Петербурга с Лондоном, отраженная в поэме «Eвгений Онегин», который «по отеческим волнам за лес и сало возит к нам» всяческие галантерейные и портняжные изыски, волновала современников Пушкина.
Пока пышный версальский двор превращал кавалеров в павлинов, разодетых в золото и серебро, парчу и кружева, расторопные англичане обратились в сторону практичного костюма. И вовремя, поскольку революционная эпоха с ее демократическими преобразованиями заставила аристократию наряжаться по требованиям труда и равенства, не выпячивая в открытую превосходства.
Тогда была сделана ставка на говорящую деталь — запонки — или на манеру повязывать галстук, что все равно бы выделяло человека с претензиями из толпы. Подпольная изысканность — скромно, но со вкусом — оставляла человеку поле деятельности: хочешь быть денди, не опускайся до банальности. Расширение промышленной индустрии готового платья, появление первых домов моды расслабило человека, пустило его фантазию на самотек. Теперь можно было найти «своего» мастера и одеваться с головы до ног в едином стиле, но, увы, не в продукт собственного труда.
Eсли женская одежда очень вариативна, мужской костюм остается самой консервативной одеждой XIX-XX веков. Все варианты и детали уже опробованы, а денди в перчатках и цилиндре старомоден, в джинсах — вульгарен. Как и большинство промышленных корпораций, высокая мода стремится владеть миром творчества и фантазии безраздельно, заставляя последних денди медленно вымирать, как динозавров.
Надежда Ламанова, искусствовед МУП «Тюменский дом моделей»
***
фото: