X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Мир мужских радостей мир музея

Наше наследие

18 мая — Всемирный день музеев. Сегодня хочется рассказать о небольшой, но очень стильной, цельной и интересной коллекции старинной русской кабинетной скульптуры, хранящейся в запасниках Тюменского областного музея изобразительных искусств.

К сожалению, демонстрируется лишь малая часть этих удивительных экспонатов — не хватает площадей и необходимого оборудования. К тому же у посетителей слишком велик соблазн пустить в ход руки — отломить на память кусочек старой бронзы, проверить на прочность крепления в каслинском чугунном литье. Вот и любуется этими вещами только хранитель. Реставрировать испорченные скульптуры гораздо сложнее, чем живопись.

Но тема эта очень актуальна: с появлением «новых русских» сложился новый тип интерьера, где для придания стильности необходим «последний штрих», которым является антикварная кабинетная скульптура. Деловой человек — будь то купец-промышленник XIX века или современный бизнесмен — большую часть времени проводит в кабинете за рабочим столом. Удобство, изящество, элегантность и вкус — все должно сочетаться в вещах, окружающих владельца.

Мир маленьких мужских радостей, в отличие от женского, размещавшегося в шкатулке для побрякушек или столике для рукоделия, включал в себя курительные принадлежности, шкатулки для игральных карт и фишек, ножи для резания бумаги, чугунные рамки для календарей, скульптурные пресс-папье в виде охотничьих трофеев. Все это не просто создавало уют, наполняя пространство кабинета, но и рассказывало о характере хозяина, его привычках, пристрастиях и даже политических взглядах. А благодаря небольшим габаритам такая скульптура легко вписывалась в домашнее, окружение, вносила посильную лепту в программу внедрения красоты в быт. Например, «Собака-пойнтер» (чугун, Касли) — представитель анималистического кабинетного диапазона, используемый как в декоративных целях, так и в качестве пресса для бумаги. Вещь рассчитана на камерность пространства — небольшая, но с тонкой детальной проработкой, можно долго любоваться пластическими достоинствами всей фигурки, рассматривать фактуру шерсти, каждый коготок на лапе и складки кожи на умной породистой морде.

Подавляющее большинство произведений Eвгения Александровича Лансере (1848-1886) дошло до нас в бронзе. Мастер реалистического направления тяготел к жанровости, повествовательности, что сообщало кабинетным вещам еще большую теплоту и доверительность. Экзотическая жизнь вольнолюбивых сынов природы, исторические сцены, охота и джигитовка — все было подвластно этому мастеру, для которого металл становился мягким и податливым, как воск (из воска Лансере лепил подготовительные этюды). Высокое качество отливок, за которыми наблюдал он сам, обеспечило скульптору популярность и в России, и за рубежом, до сих пор его работы — гордость любого музейного или частного собрания.

Знатокам многое скажут имена Антокольский, Гинцбург, Забелло, Бах. Неискушенному зрителю доставит удовольствие сам процесс разглядывания скульптур, созданных мастерами русской художественной пластики. Депо за немногим, поскольку вопрос с помещением музея решился положительно.

***
фото: Е. Лансере. «Святослав на пути в Царьград» (бронза);Н. Литерих. «Собака-пойнтер» (чугун).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта