X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Найдены и перезахоронены

Осколки большой войны

Двенадцатую экспедицию поискового отряда «Савояр» в другой ситуации можно было бы назвать удачной. Но когда речь идет о возвращении из забвения имен сотен солдат и офицеров, без вести пропавших во время Великой Отечественной войны, больше подойдет сдержанный эпитет «результативная».

В этом году «Савояр» (командир Артур Ольховский) вновь отправился на места боев 2-й Ударной армии, которая во время Любаньской операции, оттягивая на себя силы противника, блокировавшие Ленинград, сама попала в окружение.

Когда армия под командованием генерала Власова вступила в сражение, ее части насчитывали около 450 тысяч бойцов. Через несколько месяцев из окружения вышли девять тысяч.

Оставшихся лежать в новгородских болотах нарекли предателями, они не были захоронены. Только спустя более сорока лет в Долину смерти стали съезжаться поисковые отряды со всей страны. С одной целью — исправить страшную ошибку прошлого — вернуть имена погибших и по-людски их перезахоронить.

ОТМEТКА 43,8

Малое Замошье. Эта небольшая деревушка в Новгородском районе стала в этом году базой для штаба поисковой экспедиции «Долина». Более трехсот человек из 20 городов Российской Федерации прибыли сюда для получения своих «квадратов» поиска. Далее отряды на гусеничных тягачах были доставлены в лес. «Боевой» отметкой для «Савояра» стала высота 43,8. Именно здесь в течение двух недель предстояло работать тюменцам. В составе отряда в Долину смерти отправились студенты ТГУ, ТГНГУ и школьники.

Первый день. Установка лагеря и небольшая разведка, благодаря которой «савояровцы» в двухстах метрах от стоянки «зацепились» за останки. Второй день принес еще одного бойца и первый смертный медальон. Тут же его удалось прочитать. На полуистлевшем вкладыше химическим карандашом было написано: «Красноармеец Крестин Дмитрий Петрович, уроженец Ростовской области, 1917 года рождения». В скором времени этот пропавший без вести боец, хоть и с задержкой в 58 лет, обретет долгожданный покой, а его родственники узнают, где он похоронен.

С каждым днем количество поднятых останков увеличивалось, расширялась и зона поиска. К примеру, много павших бойцов было найдено в районе реки Глушица, недалеко от Северной дороги и узкоколейки. Этот район уже не раз обрабатывался другими поисковыми отрядами, был уже «братым». Хорошее «железо» — оружие, боеприпасы, личные ценные вещи — собрали мародеры, «верховые» бойцы уже подняты, но тем не менее в заданном квадрате один за другим появлялись «савояровские» раскопы. Останки солдат были растянуты корнями деревьев и перемешаны. Порой от бойца оставалось несколько маленьких косточек да подсумок с патронами. Говорят, через пять лет будет вообще сложно вести поиск, так как останки многих бойцов к тому времени полностью разрушатся.

ВEРСИИ

До сих пор точно неизвестно, как развивались события шестидесятилетней давности. Практически у каждого бывалого поисковика свои мысли по этому поводу. Сколько раз к нам подходили люди из других городов и делились собственными версиями. «Бои-то здесь были, наши оборонялись, — говорит один «старичок» из г. Боровичи, имея в виду как раз наш квадрат поиска. — Раненых оттаскивали за Северную дорогу, там мы нашли солдатика. Так у него руки на груди сложены». Кто-то говорит, что не было здесь больших боев, отступали, мол, наши, не успели даже окопаться. Немцы по ним и ударили.

Было так много противоречивых и в тоже время интересных деталей, что мы порой затруднялись определить, как развивались здесь события. Просека, по которой была проложена узкоколейка, делает огромную петлю и выходит прямо к нашему лагерю. Большое количество останков лошадей, неизвестно как оказавшихся далеко в лесу. Места, где вперемешку лежит русское и немецкое снаряжение, котелки, боеприпасы, оружие. Словом, работы и загадок хватало.

Другая группа «Савояра» занималась чисткой большой поляны, которая, точно цветами, усыпана ячейками (одиночными окопами). Здесь, очевидно, тоже постарались мародеры: оружия почти нет, много личных вещей. Нашли только одного бойца, и того, очевидно, кто-то «не добрал» — в отвале рядом с ячейкой обнаружена челюсть. Видимо, тот, кто поднимал эти останки несколько лет назад, больше интересовался трофеями.

Неподалеку от окопов поисковики нашли остов медицинской палатки, которую опознали по колышкам, вбитым в землю, и большому количеству различных ампул, пробирок, медицинских инструментов.

Спустя несколько дней ребята, которые первый раз приехали в долину, уже не удивлялись, глядя на ржавые металлические предметы, вытянутые из-под корней и дерна. Осколки, патроны, стреляные гильзы, кружки, котелки — все это, поначалу напоминающее о страшных событиях, постепенно превращалось в обычный материал для исследования, своего рода подсказку. К примеру, кучка патронов и стреляных гильз может означать, что здесь была огневая точка. Ну а если боеприпасы лежат аккуратно, не врассыпную, смотри в оба: рядом подсумок — первый признак того, что поблизости останки. Однако не всегда этот принцип срабатывает. Можно полдня ведрами черпать из земли патроны, но бойца рядом так и не найдешь.

ТE САМЫE ЯЩИКИ…

Пожалуй, самой ценной находкой «Савояра», которая представляет особый интерес для всего поискового движения, историков и специалистов, можно считать два ящика с архивными документами и картами 2-й Ударной армии.

Первый ящик подняли недалеко от лагеря. Здесь все изрыто окопами, траншеями и блиндажами, причем укрепления основательные. «Железа» вокруг хватает, как нашего, так и немецкого. Возле поваленной осины на дисплее «Сэра Гаррета» (металлоискатель, способный найти монету на двухметровой глубине) высвечивается: «Перегруз». Начинаем копать. Через полчаса показывается крышка. Ящик из-под минометных снарядов. В таких может лежать все что угодно. Осторожно достаем. В нескольких местах ящик проржавел, и вода тонкой струйкой начинает сочиться наружу. Аккуратно приподнимаем крышку: бесформенная масса в серой склизкой оболочке и несколько разноцветных карандашей. Смываем грязь. Точно — папки с документами. Тут же вызываем тягач из штаба, который уже вечером увозит удивительную находку экспертам.

На следующий день отправляемся в тот же район. В десяти метрах от ямы, откуда достали ящик, «Гаррет» снова пищит. И опять: «Перегруз».

Второй ящик больше напоминал сундук. Сохранился он получше, поэтому надеялись, что документы будут сухими, однако когда раскоп увеличили, то заметили, что по краям коробка проржавела. Тем не менее документы выглядели лучше. На сей раз папки лежали аж в два ряда. На верхнем листе удается прочитать перечисление и количественное соотношение боеприпасов и амуниции. Вечером ящик отправляется в штаб, оттуда в новгородский институт криминалистики. Позже выяснилось, что в первом ящике лежат, возможно, карты ведения боевых действий какого-то полка. Eсли это действительно так, в руки поисковиков попадут бесценные документы, благодаря которым можно будет говорить о восстановлении не одного, а сотен имен бойцов.

РEЗУЛЬТАТЫ

Всего за эту экспедицию поднято и подготовлено к перезахоронению 340 останков солдат и офицеров Красной Армии, на долю «Савояра» приходится 21 боец. Найдено шесть смертных медальонов, три удалось прочитать в полевых условиях, один из них расшифровали тюменские поисковики. По итогам работ штаб всероссийской вахты памяти «Долина» отметил четверых «савояровцев» наградами за активное участие в экспедиции.

Слишком много загадок хранит это место. Тысячи имен, судьбы целых дивизий, ужасные эпизоды, без которых не обходится ни одна война… Конечно, за одну экспедицию нельзя понять, что же такое Долина смерти. Однако сотни мальчишек видят воочию, какой была эта война. И сегодня, когда все чаще звучат разговоры о патриотизме, об отчужденности поколений, «Савояр» является как раз тем самым недостающим звеном в разорванной цепи.

P.S. Ни для кого не секрет, что эта экспедиция «Савояра» находилась под угрозой срыва. Не хватало средств. Обращения к областным парламентариям ни к чему не привели. Часть расходов легла на плечи самих поисковиков. Так или иначе, средства были найдены.

«Савояр» выражает благодарность ректорам ТГУ и ТГНГУ, управлению по образованию г. Тюмени, областному комитету по борьбе и профилактике наркомании, а также администрации Дворца детского творчества.

***
фото: В Долину смерти ходят только тягачи… ФОТО РОМАНА МАМОНТОВА;С «сэром Гарретом» наперевес!ФОТО РОМАНА МАМОНТОВА

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта