Пожар как по заказу
Я понимаю, что слова, вынесенные в заголовок, звучат очень жестоко. Нормальный человек не может радоваться стихии, которая разрушает город, нередко уносит человеческие жизни, уничтожает имущество. Но все же, все же, все же…
Все же бывают ситуации, когда огненный петух может оказаться и кстати. Но это так, для зачина.
Вернемся к тюменскому деревянному зодчеству, к историческому центру, который является предметом восхищения и творческого вдохновения для одних предметом давней маяты и обиды для других.
Кто только не писал об этих памятниках культуры и архитектуры с их деревянными витыми колоннами, с кружевной резьбой наличников? Кто не возмущался неведомыми вандалами, которые для получения места под новое строительство «нанимают бичей, чтобы те поджигали ветхие памятники»? Кто не оплакивал «серебряный дом», сгоревший дотла в одну из ночей?
Правда, никто из поджигателей за все время так и не был пойман. Как снежный человек. Правда, зная не понаслышке нравы «новых строителей», я готов поверить в злоумышленников. Сказал же на днях мне с раздражением один из проектировщиков краснокирпичных особняков, зная, что я занимаюсь восстановлением бывшей развалюхи — памятника культуры: «Долго вы еще будете путаться у меня под ногами со своей синагогой!». Правда, его же соседи по дому радовались нашим работам — устали жить в благоустроенном доме по соседству со свалкой.
Устали жить рядом… А каково тем, кто не рядом? Каково тем, кто живет «в памятнике», где давно покосились и проваливаются полы, где сгнила электропроводка, где удобства во дворе, но зато течет крыша? Купить квартиру — нет денег. Одна надежда на богатых застройщиков, — у кого хватит средств, чтобы предоставить жильцам памятника квартиры и освободить место для элитного дома. А если такого застройщика нет? А если дом — не совсем памятник и человек лишен даже такого малого утешения?
26 июля прошлого года администрация города предоставила акционерному обществу «Сибстройсервис» земельный участок в границах улиц Кирова-Володарского-Челюскинцев «для проектных работ по размещению многоэтажного жилого дома за счет сноса деревянных жилых домов
и нежилых строений». Я думаю, что жильцы двухэтажных деревяшек в самом центре города ждали окончания проектирования.
Но что-то там не заладилось. В марте «Сибстройсервис» отказался от земельного участка.
25 апреля 2001 года администрация своим распоряжением №1623 отменила прошлогоднее распоряжение №1595.
А 28 апреля в 00 часов 00 минут «произошел пожар в пристрое на первом этаже двухэтажного жилого дома по адресу — ул. Володарского, 14-6». Пожарная охрана не вызывалась. Пожар потушили своими силами. Ущерб отсутствует. (Цитируется по оперативной сводке УГПС).
14 мая в 7 часов 50 минут (в понедельник, обратите внимание!) «произошел пожар в пристрое на первом этаже двухэтажного жилого дома по адресу — ул. Володарского, 14-в». Пожарная охрана не вызывалась. Потушили своими силами. Ущерб отсутствует.
17 мая в 6 часов 30 минут «произошел пожар в пристрое на втором этаже двухэтажного жилого дома по адресу — ул. Володарского, 12». Пожарная охрана не вызывалась. Пожар потушили своими силами. Ущерб отсутствует.
Во всех трех случаях «площадь возгорания» составила половину квадратного метра. По описанию жильцов, «поджигатель» устраивал шалашик из чего-нибудь деревянного с пачкой газет внутри. В своей жалобе, адресованной начальнику УГПС Подушко (копии — губернатору, начальникам ГУВД и Центрального УВД, прокурору района), утверждается, что «поджоги выгодны тем, кто приобрел территорию, на которой стоят дома».
Может быть, и выгодно. Но ведь на момент предполагаемого поджога (довольно странного и нелепого — около восьми утра в понедельник, когда весь дом на ногах, когда дети идут в школу, взрослые на работу, а человек, сооружающий возле лестницы «шалаш» из ДСП, рискует быть схвачен на месте преступления) — так вот, на момент поджога никакого «хозяина территории» не было. Судя по распоряжению №1623…
У нас нет права и желания обвинять жильцов в «самоподжоге», которым склонны объяснять случившееся иные сотрудники УГПС. Но куда девать сомнения и вопросы, возникающие при внимательном чтении документов и сводок? Как объяснить многочисленные нестыковки?
Остановлюсь в своих выкладках. И вспомню классическое -«ужасный век, ужасные сердца!».