Хроникамада
Нормальный человек- журналист не в состоянии проследовать за депутатом Государственной Думы и вице-спикером этого уважаемого учреждения Ириной Хакамадой хотя бы в течение одного ее рабочего дня. День этот — вторник. Место действия — Тюмень. Но так получилось, что по меньшей мере только пять или шесть эпизодов из фильма «Тюмень и Хакамада» происходили на моих глазах.
Но сначала маленькое отступление. Во всех книжках про выборы великих президентов отмечалась их невероятная стойкость. Кажется, они круглые сутки способны встречаться с людьми, выступать, выслушивать, участвовать в брифингах и дискуссиях, давать интервью и пресс-конференции. И не подавать виду, что падают от усталости. Я не уверен, что когда-нибудь г-жа Хакамада станет президентом России (подобно тому, как г-н Фухимори стал президентом Перу), но устойчивость в течение командировки в Тюмени она показала вполне президентскую. И, может быть, не случайно не раз и не два употребила сослагательную конструкцию: «Вот если бы я была президентом…»
11 утра. Встреча с мэром Тюмени, с его заместителями, с депутатами городской Думы.
Правда, сначала депутату Госдумы пришлось пройти сквозь строй черепановских адептов, которые сгрудились у крылечка мэрии и, размахивая не вполне цензурными плакатами, усугубляли грубое нарушение общественного порядка еще и малоприличными выкриками. Все это было довольно гадко. Хотя бы потому, что организовал это действо мужчина и депутат (причем организовал и смылся, как только началось «революционное» буйство), а направлено оно было — против женщины, к тому же представителя высшей государственной власти. Впрочем, сколько лет я знаю тов. Черепанова, он никогда не отличался хорошими манерами. (Но вы заметили, как поредела его гвардия?).
С отцами города невозмутимая Хакамада обсуждала итоги недавнего голосования в Госдуме и убеждала, что нынешние 5,5 процента от продажи нефти больше — в натуре! — прежних 20 процентов, потому что берутся от других чисел. Рассказывала, что в ходе недавней ее встречи с президентом Путин полчаса потратил на разговор о Тюменской области, в частности, о ее сложной конфигурации (которую мы называем «матрешкой»). Кстати, в одной из реплик вице-спикер дала понять, что укрупнение субъектов Федерации, а следовательно, и решение проблемы «матрешки», скорее всего, произойдет во время второго президентского срока Владимира Путина.
Депутаты городские спрашивали у депутата республиканского: какая же модель местного самоуправления лучше? Поселенческая или районная? Ирина Муцуовна полагает, что ни одна из двух не обладает неоспоримыми преимуществами. Что Россия еще не родила национальную модель, страна у нас еще — византийская, но если люди хоть немного приучены к свободе, последнее дело — ее отнимать.
Александр Кореляков упрекал гостью, что «у нас законы не прописаны». Вежливая Хакамада предлагала выбирать в Госдуму людей с таким мышлением, как у Александра Васильевича. Борис Григорьев мрачно назвал выборы «соревнованием денежных мешков», на что услышал, что «только денежные мешки можно противопоставить административной системе».
Полдень. Пресс-конференция в Кволити-отеле. Те же темы. Что больше — 5,5 или 20? Почему СПС поддерживает правительство? Отчего скандалы в тюменской региональной организации СПС? Чем закончится референдум о модели местного самоуправления?
(Ответы см. выше. Нового в информации — фракция разрешила Бондарю голосовать за 10 процентов отчислений, «чтобы все ваши вопросы были обращены ко мне, а не к нему»).
Один из журналистов проявляет столь острый интерес к делам региональной организации СПС, как если бы это он скрывается за псевдонимом «Борис Олейник», который неустанно разоблачает «козни правых».
И наконец, впечатления от Тюменской области:
— Здесь живет слишком мирный народ. Вас на подвиги разбередить тяжело. Природа — сумасшедшая, культуры — никакой, дороги — средние…
13.00. Обед с представителями национальных организаций. Из «больших» с вице-спикером Думы России захотели откушать только украинцы. Зато сошлись проблемные диаспоры — казахи, чеченцы, грузины и азербайджанцы, поляки и евреи. Между салатом и чаем — проблемы реституции, нормальных, а не воскресных национальных школ, пышные восточные тосты, за которыми последовал разговор о Чечне. Г-жа Хакамада умеет быть резкой даже на званом обеде. Eе прямой вопрос коллеге Асланбеку — где же лидер, за которым Чечня готова пойти к миру? — оставил его в затруднении. А депутат считает, что Чечня должна сама сорганизоваться вокруг такого лидера и сама решить — чего она в конце концов хочет?
15.30. «Круглый стол» в редакции газеты «Тюменский курьер». Гостья попросила кофе, потом разрешения закурить. Закурила. И в соответствии с приказом №2 от октября 1993 года была оштрафована за курение в служебном помещении. Коллега Бондарь, инициатор запрета на курение в стенах Госдумы, кажется, был доволен в глубине души.
Разговор начался с происхождения самурайской фамилии Хакамада, перешел на сложные темы современной политологии, а завершился дискуссией о том, как надо писать название нашей газеты — «Тюменский» или «Тюменьский»? Впрочем, подробный отчет в ближайших номерах опубликует коллега Кабакова.
19.00. Parteigenosse Хакамада приняла участие в первой после объединительного съезда региональной конференции СПС. Ободрила, вдохновила и оставила — сами разбирайтесь в своих проблемах.
23.00. Только что избранный тюменский политсовет и маленький фуршет в том же Кволити-отеле. Слова благодарности и обещания приехать снова. Помощник депутата Лазарев щедро раздает свои визитные карточки. Eще прощаются, еще строят планы совместной деятельности, но уже неумолимо наступает следующий день.