Головная боль Путина — его сторонники
Не убий
Сенсация. Президент Путин высказался против отмены моратория на смертную казнь. Пикантность ситуации состоит в том, что некоторые из его наиболее ретивых сторонников уже развили шумную кампанию по возвращению страны к средневековым обычаям публичных смертоубийств. Геннадий Иванович (это Райков) так даже предсказал сроки, когда это произойдет, — сентябрь. А один из высокопоставленных иерархов православной церкви заявил, что смертная казнь не противоречит Святому писанию. Почему же президент так долго молчал?
Предлагаю свою гипотезу. Дело не в том, что Путин колебался, что хотел изучить общественное мнение. Оно было предсказуемо: во всех странах, где смертная казнь отменена, это произошло вопреки мнению большинства. Массы жаждут крови. Везде. Особенно у нас.
Но Путин, кроме всего прочего, еще и хитрый. Зная, что угодничество сторонников наносит ущерб его престижу, он решил поставить их на место косвенным путем. Достали. Вот он и дал особо жаждущим побежать впереди паровоза намек через свою администрацию, что-де президент склонен к отмене моратория. А те уж пустились во все тяжкие.
Что касается радикала Райкова, то он, пожалуй, постарается сохранить хорошую мину при этой игре и заявит на очередной пресс-конференции, что-де это его личное мнение и что он ему верен. Но инициировать процесс принятия Думой закона вопреки «монаршей воле» он вряд ли решится. Кстати, патриарх, тоже долго молчавший и не осудивший заявление своего «коллеги», сразу после обнародования мнения президента присоединился к нему. Должно быть, вспомнил мудрость воскресных школ про «не убий» и школ светских про «непротивление злу насилием».
«Будьте хитры как змеи и кротки аки голуби» — рекомендует Библия. И президенту, как человеку верующему, и патриарху, тоже верующему, этот совет пригодился. Читайте вечную книгу, господа политики!
Ненадежные опричники
Партия «Eдинство», созданная, по мнению некоторых аналитиков, как «своего рода «опричнина» для управления обществом в обход сложившихся элит», не оправдывает своего назначения. Не вырабатывая своих собственных решений, а лишь занимаясь «одобрямсом» решений «старших товарищей», она стремительно теряет рейтинг — по последним опросам, всего лишь 12,5 процента симпатизирующих ей. У коммунистов чуть больше. Зато не симпатизирующих никаким партиям аж 52,8 процента, при неизменно высоком, хотя и падающем, рейтинге президента.
По мнению «Общей газеты», это значит, что население видит Путина надпартийным лидером или хочет видеть его таковым. Поднять престиж «Eдинства» Путину до осенних местных выборов вряд ли удастся, раскрутить новую партию и подавно, так что в партийной пустыне очень возможно появление «новых политических образований, которые за сравнительно короткий срок смогут мобилизовать значительное число сторонников» и занять пустующие ниши. Причем вовсе необязательно, что все они будут носить умеренный и системный характер».
И это еще одна головная боль президента. Воистину, если уж оставаться на библейском поле, враги человеку домашние его. И придется снова умеренной оппозиции выручать президента в ущерб своей репутации, как это уже было в вопросе о войне в Чечне.