X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Лишь возрождением в Духе…»

В Тюмени живет человек, о котором достаточно сказать — Философ. Именно так, философ с большой буквы — человек, создавший целостную философскую систему, основанную на стремлении осознать глубинные пласты всемирной истории, выяснить ее человеческий смысл.

Это Юрий Михайлович Федоров, в этом году ему исполнится 65 лет.

Что делает человека вполне человеком? Как и почему человек утратил свою первоначальную Полноту? Каковы перспективы человека? Эти вопросы решены Юрием Михайловичем с обескураживающей, отрезвляющей ясностью в его многотомном исследовании «Сумма антропологий», третий том которого — «Антропологическая историософия» — недавно вышел из печати. Эта книга — подарок философа всем, кто не перестает жить с острым ощущением «распада времен», потери человеком смысла своего бытия.

Фридрих Ницше назвал себя «философом опасных быть-можностей». Федоров показывает эти «опасные быть-можности»: конец истории возможен, но не как физический, а как духовный процесс. Философ задает важный вопрос: что необходимо спасать в первую очередь — внутренний или внешний мир? При объективном подходе прежде всего имеется в виду спасение мира, даже ценой гибели человеческой души. Юрий Михайлович -сторонник субъективного подхода, а значит, — сторонник той точки зрения, что человек должен заниматься отнюдь не сохранением падшего мира и не выживанием, что часто означает желание жить любой ценой. Убежище человека не во внешнем мире — «чтобы произошло чудо самовозвращения человека, прежде всего необходимо разбудить его спящую душу».

Философская концепция Федорова — это, может быть, и есть сотериология — учение о спасении, изложенное философским языком с опорой на метафизический дискурс. В этом смысле Юрий Михайлович — продолжатель дела наших русских философов-космистов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Г.С. Батищева. Философ передает нам апокалипсическое переживание истории, предлагает нам новое прочтение символов библейского Апокалипсиса. Погибнем или нет? Да, говорит философ, «человек может устать от бытия и пожелать полного своего исчезновения в абсолютном забвении». Философ описал антропологическую катастрофу, что само по себе очень важно. Человек как телесный субъект, для которого душа — это «сплошные потемки», рискует стать не Символом, каким он был на заре своей истории, а всего лишь Термином, «вернее, незначительной сноской к нему в едином Словаре Логики, совершенно неприметной сноской к его присутствию при Конце Истории», — пишет Юрий Михайлович в заключительных главах своего исследования.

«История есть явная неудача жизни», — говорил Н.А. Бердяев. «Человек пришел отнюдь не к полноте бытия, а к вульгарно переполненному, тучному псевдобытию путем последовательного упрощения высших форм бытия и искусственного усложнения низших», — говорит Федоров. Свою концепцию Юрий Михайлович назвал концепцией «творческого катастрофизма». Это значит, что философ все-таки не исключает возможности возвращения человека к своим духовным корням, возможности спасения. Философ не претендует на истину в последней инстанции. И все-таки книга Юрия Михайловича нацеливает нас на более глубокое отношение к жизни, на духовно-сберегающие деяния. «Спасать необходимо не мир, а человека». Диагноз, поставленный философом, страшен. На языке философии он звучит как реквием. Но не как приговор.

И все же, каков диагноз?

«Человеку… всего лишь кажется, что он потребляет сугубо внешние блага, — они суть отчужденные от него самого его собственные силы, преобразованные технологией в товарную массу, в которой он же и овеществлен в качестве особого товара и особой массы. Человек как телесная субстанция одновременно оказывается и вещью, и потребительной стоимостью… Индивид, предпочитающий тело духу… — это человек, избравший путь самовытеснения из Вечности…».

Когда поставлен диагноз, ищут средства для лечения. Человек должен излечиться сам. Но желает ли он этого? Помощь философии возможна, и книга Федорова — пример того, как может философия будить современного человека. Пока же, по мысли философа, «человек погружен в летаргический сон и просыпаться отнюдь не желает…», а философы в большинстве своем все еще не могут пробудиться от «Сна Разума», «разрабатывая все более радикальные прогрессистские утопии». Юрий Михайлович убежден, что «лишь возрождением в Духе Человек в состоянии приостановить стремительный бег к нижней бездне Бытия».

Прислушаемся к словам Учителя, философа, живущего среди нас.

ТА. Быкова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта