X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Улица Щербакова

Эта улица — транспортная ось всего Заречья и Парфеновской части Тюмени. На северо-восточной окраине города она переходит в Велижанский тракт, ведущий к р. Тавде. В этом году улице Щербакова исполняется 90 лет.

Прошлое

Начальный участок современной улицы Щербакова виден уже на первом плане регулярной застройки Тюмени, созданном в 1765 г. по указанию губернатора Д.И. Чичерина. Заречье в то время было небольшим: три узких улицы пролегали вдоль берега Туры на прирусловом валу — самом высоком месте туринской поймы, которое редко или совсем ненадолго заливалось в половодье. Дальше в направлении к деревне Парфеновой, построенной в конце XVII в., простирались пойменные озера, болота, гривы, заросшие ивняком, и открытые луговины.

Улица начиналась в том месте берега, где располагался паромный причал, а позже наплавной мост через Туру. В середине дня его разводили для пропуска плотов и судов по реке. Прямой дороги через пойму к д.Парфеновой не было ни в XVII, ни в XVIII, ни даже в XIX веках из-за сильной её заболоченности. В д.Парфенову ездили вдоль берега Туры влево от причала, если смотреть со стороны города; в д.Мысовскую — современный Мыс — вправо от причала, примерно до современного моста в створе ул.Мельникайте, а там через пойму к Мысовскому бору.

В конце XIX в. тюменским улицам стали давать названия, и короткую улочку, идущую от наплавного моста и пересекающую три продольных улицы — Большую и Малую Береговые и Заречную — назвали Мостовой. Таковой она была до 1966 г.

«Парфеновская дамба»

В 1911 г. переселенческое управление решило проложить прямую дорогу из Тюмени до сел Велижанского (теперь Вепижаны) и Тавдинского (п.Нижняя Тавда) напрямик через Тарманские болота, где прежде ездили только зимой по зимнику, а летом объезжали через с.Салаирское (теперь Салаирка). Стройку начали от наплавного моста на Туре и в 1911-1912 гг. построили прямую дорогу через пойменные болота к д.Парфеновой. Теперь мы ее называем ул.Щербакова, а в те годы дорогу называли «Парфеновской дамбой», которой она по сути и была.

Дорога-дамба поднималась на высоту полутора метров, гребень ее не заливался речными водами. Чтобы дамба не мешала прохождению весеннего половодья и не повышала уровень воды в пойме, в ней было сделано три моста длиной 22, 39 и 100 метров. Самый длинный мост сохранился, по нему ул.Щербакова пересекает край Парфеновского озера у подъема на Парфеновскую горку. Остальные мосты засыпали в 50-е гг. XX в.

В сумме длина мостов составляла 161 метр и равнялась ширине русла поймы Туры в городе, то есть для пропуска полых вод было два русла, этого было достаточно, чтобы и дамбу не снесло, и не затапливало дома сверх обычного.

Дамба была глинистой, тело ее размокало в непогоду, и дорога становилась непроезжей. В сентябре 1937 г. местная газета «Красное знамя» сообщила: «До сих пор Мостовая улица в осеннюю пору превращалась в болото, и это отрицательным образом влияло на все движение по тракту. Сейчас на протяжении 260 погонных метров улицы в пределах двух ближних к мосту кварталов уложен… бревенчатый настил, покрытый стойкой к непогоде смесью щебня и песка». Дальше щебеночная цивилизация заканчивалась.

Позже, в военные годы, по дамбе сделали лежневую колейную дорогу для проезда автомобилей, вывозивших бревна из лесных дач южной части Нижнетавдинского района в Тюмень, к ДОКу «Красный Октябрь». Колейная дорога тянулась от Тюмени до пос.Караганда, что в 30 км от города. Обычная лежневая дорога, или «лежневка», представляет собой целые бревна или их половинки, уложенные поперек полотна дороги на топком месте. Колейная лежневая дорога устраивалась по-иному: поперек дороги укладывались бревна на расстоянии 60-70 см друг от друга, на них вдоль дороги прибивались гвоздями толстые плахи, но только там, где катились колеса автомобилей. На определенном расстоянии друг от друга располагались «разъезды», чтобы мог разъехаться встречный транспорт. Такая дорога была всепогодной и намного лучше «лежневки». На разъездах стояли «махальщики» с флажками — они регулировали движение колонн с лесом.

В 1953 г. мосто-дорожная станция (МДС) N 46 на Парфеновс-кой дамбе, на всем ее протяжении, уложила камень-булыжник, получилась булыжная всепогодная мостовая, асфальтом ее покрыли только в 60-е гг. XX в.

Кто такой Щербаков?

Тюменцы в большинстве своем не знают, кем был Щербаков. Федор Васильевич не занимал высоких должностей, дослужился лишь до старшего сержанта тюменской милиции. Он родился в д.Гусельниковой Тюменского района, которая давно слилась с д.Кулаковой. Работал в колхозе, служил в армии с 1937 по 1940 гг., на четвертый день войны был мобилизован и воевал на Карельском и других фронтах до самой победы в мае 1945 г. Имел три боевые награды. С 1946 г. Федор Васильевич служил в рядах тюменской милиции участковым. Милиция в те времена была немеханизированной, участковые обходили свои территории пешком. Заречье — тяжелый участок. Здесь издавна жило много «темного народа». Щербаков был отличным милиционером. За десять лет службы он получил 15 благодарностей от руководства, дважды его фамилия заносилась на Доску почета, в мирное время на посту участкового милиционер получил медаль «За боевые заслуги».

Погиб Федор Васильевич 1 июля 1956 г. на кожевенном заводе им.Кагановича, который располагался на ул. Земляной вал.

За заводскими цехами был обширный котлован, куда сливали отходы кожевенного производства. Для выполнения каких-то работ туда направили трех женщин. Видимо, котлован был заполнен ядовитым газом, потому что, спустившись вниз, женщины потеряли сознание и упали. Кто-то стал звать на помощь. Из помещения проходной выбежал старший сержант милиции Федор Щербаков и бросился на помощь. Однако ядовитый газ не пощадил и его.

Больше никто в котлован не полез. Вызвали пожарных. Один из них — Федор Залипуга, — «проявив самоотверженность и отвагу», извлек тела на берег. Eму «объявлена благодарность и вручен ценный подарок». Об этом 8 июля 1956 г. «Тюменская правда» сообщила в заметке «Самоотверженный поступок». В ней ни слова не сказано, где это произошло, ни слова о Щербакове. Такое было время, подробности замалчивались, чтобы не будоражить население.

Тем не менее событие на заводе им.Кагановича получило широкую огласку в Тюмени. По представлению областного УВД президиум Верховного Совета СССР указом от 22 сентября 1956 г. наградил посмертно Ф.В. Щербакова орденом Красной Звезды «за героизм и самопожертвование при исполнении служебного долга». Об этом газета вообще не сообщила читателям.

В вестибюле здания управления внутренних дел администрации Тюменской области, по ул. Володарского, 24, есть мемориальные доски, на которых высечены фамилии милиционеров, погибших при исполнении служебного долга. Eсть там и фамилия Щербакова. В июне 1966 г. горисполком Тюмени ул. Мостовую переименовал в ул. Щербакова. Вначале она заканчивалась там, где теперь находятся магазины «Дина» и «Мангазея», а в 80-е гг. продолжена за счет участка Велижанского тракта почти до поселка Мелиораторов (ММС).

Продолжение следует.

***
фото: Этот краснокирпичный особняк раньше принадлежал купцу Колмогорову;На улице Щербакова еще сохранилась старая брусчатка

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта