Оборотная сторона пропаганды
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Это мудрое изречение как нельзя лучше характеризует антинаркотическую пропаганду.
К примеру, щиты с социальной рекламой против наркотиков с изображением шприцов вызывают у наркоманов потребность уколоться. К такому выводу пришли специалисты областного наркологического диспансера в ходе исследований.
О том, как работает антинаркотическая пропаганда, шла речь в минувшую пятницу на семинаре для журналистов, который проводили сотрудники областного комитета по профилактике и борьбе с наркоманией. На семинаре присутствовали корреспонденты, освещающие в СМИ тему наркотиков, специалисты областного наркодиспансера, заведующий кафедрой общей и педагогической психологии ТГУ доктор психологических наук Eвгений Доценко.
Информация о наркотиках в прессе и на телевидении, считают организаторы семинара, работает с точностью до наоборот: сведения о наркоточках и ценах на зелье облегчают поиски начинающим наркоманам, анатомические картинки для родителей с изображением мест на теле, удобных для инъекции, становятся наглядным пособием неопытного наркозависимого, а реклама всевозможных сомнительных центров, мгновенно и навсегда освобождающих от страшной болезни, создают иллюзию легкого излечения.
По мнению Натальи Караваевой, заместителя главного врача областного наркодиспансера, отсутствие корректной информации о наркотиках порождает у людей множество мифов и иллюзий.
Большая часть населения сегодня не верит правоохранительным органам — угрожающая статистика в СМИ о количестве наркозависимых часто преобладает над сведениями о положительных результатах. Другие думают, что с наркоманией можно справиться методами репрессивной политики — но в нашей своеобразной стране будут страдать только невинные, так как за все прошедшее время не был расстрелян ни один наркобарон. Миф о неизлечимости наркозависимости поддерживают и наши власти — зачем выделять деньги на то, что неизлечимо. Встречный миф о легком излечении от наркотиков (плюс реклама множества чудодейственных центров) создает у подростков опасную иллюзию — я немножко поколюсь, а потом меня вылечат.
Очень часто, считает Наталья Сергеевна, в СМИ появляется информация о наркотиках, не учитывающая возрастных особенностей своего зрителя-читателя. К примеру, всевозможные страшилки о ломках и смерти наркоманов вместо запугивания вызывают у подростков прилив адреналина — в этом возрасте ребята любят риск и смерти не боятся. Нравственные сюжеты о наркотиках как страшном зле дают обратную реакцию — у подростков силен дух противоречия. Подводя итоги семинара, сотрудники комитета по профилактике и борьбе с наркоманией предложили тюменским журналистам объединить усилия и выработать свою идеологию, чтобы доступно и объективно рассказывать о наркомании. А Наталья Караваева призвала собравшихся создавать новые мифы в противовес существующим.