X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Инвестиционный климат 30 градусов ниже нуля

Каждый раз, когда кто-либо из политиков идет к власти, он не забывает сказать несколько слов и о нуждах предпринимателей, благо, что эта категория избирателей ежегодно увеличивается. Это радует, но слова вот уже лет десять остаются лишь словами.

Предвыборная риторика до сих пор не вылилась в конкретные нормативные акты и организационные решения, облегчающие жизнь бизнеса.

Бесконечную говорильню о проблемах деловых кругов можно наблюдать на всех уровнях власти: федеральной, областной, муниципальной. На федеральном уровне приняли какие-то полумеры в виде непонятного, противоречивого налогового кодекса, что-то еще пытаются делать в области лицензирования и сертификации, но ужасно медленно. Пока готовят и проводят в Госдуме законопроекты по уменьшению государственного давления на предпринимателей, на подзаконном уровне вводят дополнительные ограничения вроде наклеивания голограмм на компьютерную технику или сертификации услуг розничной торговли (дай им волю, так приняли бы постановление о сертификации и лицензировании ВСEГО, а еще лучше — о запрете ВСEГО). Ладно, царь далеко. Eсть у нас власти и поближе, имеющие массу полномочий в своих уделах. И эти власти на протяжении многих лет считают, что инвестиционный климат улучшается путем создания государственной конторы, которая распределяет между организациями какие-то ресурсы, чаще всего полученные взаймы у центральной власти, Германии или еще от кого-нибудь. Такая инвестиционная контора — просто рай для коррупционера, но она никогда не сделает настоящего ДEЛА, потому что интересы бюрократии и интересы дела практически никогда не совпадают.

Eсть несколько организационных критериев привлекательности (непривлекательности) региона для инвестиций: а) налоги; б) административные барьеры; в) преступность; г) доступность информации. Существуют и физические критерии (залежи полезных ископаемых, транспортные сети и т.п.). О состоянии физических критериев инвестиционной привлекательности судить не берусь, а вот по всем организационным показателям Тюмень — отнюдь не рай для вложения средств.

В первую очередь хотелось бы поговорить о налогах. Существует миф, будто высокие налоги -вина только федеральных властей, но это отнюдь не так. Ряд налоговых ставок может регулироваться областным и местным начальством, в частности, по налогу на прибыль, на имущество, налогу с продаж. Это дает субъекту федерации возможность проводить свою налоговую политику, что некоторые и делают (Татарстан, например). Избирателям, наверное, интересно, какая налоговая политика проводится в Тюменской области.

Итак, господа избиратели, в Тюменской области — самые высокие налоги. Смею вас уверить, что выше ставок нет нигде по стране, при этом практически ни одна из отраслей не имеет сколько-нибудь значимых налоговых льгот. Налоговая политика нигде не опубликована в виде документа. Второе — до сих пор не принимаются никакие нормативные акты, касающиеся налогов (решения по налоговым вопросам принимаются задолго до начала нового налогового периода).

В Тюменской области все налоги «включены» на полную катушку, не установлены льготы по отдельным отраслям. Какими такими экономическими исследованиями подтверждается целесообразность максимальных ставок для всех? Понятно, что, пытаясь наполнить бюджет, власти идут по самому простому пути — установления максимальных налоговых ставок. Однако экономическая наука знает множество примеров, когда понижение ставок приводит к повышению собираемости налогов. Устанавливать необходимо рациональные, справедливые ставки, которые налогоплательщик может уплатить без ущерба для своего дела.

Давайте рассуждать с точки зрения здравого смысла. Eсли вы собираете гостей на дружескую вечеринку, то не ставите у дверей дядьку для выбивания у людей всей их месячной получки -так никто к вам не придет. Все скидываются, кто сколько сможет. А как вы привлечете гостей-инвесторов, если налоги «сожрут» все экономические выгоды? Возьмем, для начала, налог на имущество предприятий. По области он составляет 2% от стоимости имущества. Вот организация решила создать новое дело: купила помещения, приобрела оборудование, создает рабочие места, но пока предприятие получит прибыль, пройдет немало времени, а налог на имущество капает, так как не зависит от того, есть доход или нет. На вложенные в основные средства 5 миллионов рублей (а это сумма, которой едва ли хватит на создание и запуск предприятия средней руки) фирма в год заплатит 100 000 рублей. Этот налог также не позволяет создавать долгосрочные запасы сырья и материалов, потому что они облагаются налогом на имущество, а ведь эти запасы — основа стабильности производства. Власти реально могут убрать этот налог. Это нужно сделать хотя бы для тех, кто занимается производством, строительством, медициной и образованием. Такое послабление подействует в несколько раз лучше, чем прямое вложение областью в производство суммы, эквивалентной собранному в 2000 году налогу. При помощи снижения ставки налога на прибыль для тюменских производителей товаров можно направить в производство инвестиции, идущие сегодня в торговлю. Максимальная ставка налога на прибыль — 35%. Доля налога на прибыль, которой распоряжается область, -19 процентов, 11% забирает федерация, муниципальные органы распоряжаются 5 процентами ставки. Пространство для маневра есть, но власть им не пользуется. Начальству нужно понять, что местному товаропроизводителю надо конкурировать, снижать цену продукции, развивать производство. Оттого и стоят заводы, что не на что купить оборудование (капитальные вложения у нас в стране ведутся за счет чистой прибыли и не относятся на затраты производства).

Никто не стимулирует в налоговом плане банки, которые снабжают кредитами реальный сектор тюменской экономики, тогда как областная власть распоряжается 27% налоговой ставки из 43%! Eсли бы банкам на средства, вложенные в местное производство, строительство, дали льготы по налогу, хотя бы процентов 10-15, то процентная ставка по кредитам снизилась бы, и весьма значительно.

Совсем непонятно, зачем было вводить налог с продаж. Чтобы упала покупательская способность у населения, чтобы усложнить расчеты организаций с предпринимателями? Это, наверное, должно сильно стимулировать рост сбыта продукции. У нас и так люди не могут купить себе самое необходимое, особенно молодежь, создающая семьи. Eсли на каждый предмет мебели, посуды, других товаров накинуть по пять процентов этого налога, то людям придется от чего-то отказываться. Например, купят кухонный гарнитур, а вот на посуду денег не хватит. Этот налог — сущая обдираловка, так как он начисляется на всю стоимость товара, включая НДС, и не выгоден всем, но наша власть упорно держит его на самом высоком в России уровне — 5%.

О поддержке малого предпринимательства можно и не вспоминать. Вот, говорят, вам упрощенная система налогообложения. 10 процентов с оборота (не путать оборот с прибылью) — вот это поддержечка, и здесь «включили счетчик» по максимуму! С увеличенными с 1 июля 2001 года минимальными ставками единого налога эта система станет невыгодной многим малым предприятиям. По обычной системе налоги с оборота снизили до 1 процента, можно получать льготы по НДС, значит, надо снизить и налог по упрощенной системе, хотя бы до 7-8%. Никто не вспоминает, что кроме жесткой схемы обложения малого бизнеса путем изъятия 10 процентов с оборота закон предлагает и более мягкую схему — обложение совокупного дохода по ставке до 30%. Воспользоваться этой схемой боятся, а может, просто тяму не хватает. И так во всем, что касается налогообложения.

Я не призываю к созданию в Тюмени нового «оффшора», надо просто расставить приоритеты — или власть загоняет предпринимателей в сферу «черного нала», провоцирует налоговые преступления, или дает шанс вести честный бизнес. Последнее возможно только при здравой налоговой политике. Изменения в федеральном налоговом законодательстве ведут к тому, что филиалы перестают быть налогоплательщиками. Это означает, что почти все налоги будут уплачиваться по месту нахождения головного предприятия, поэтому нам выгодно, чтобы организации, работающие на Севере, в соседних областях, регистрировались у нас, но не «однодневки», а реальные предприятия. Сейчас ситуация обратная — вспомните хотя бы то, что «Запсибкомбанк» на сегодня зарегистрирован в Салехарде, хотя раньше был зарегистрирован в Тюмени. Я думаю, что для бюджета Юга такая перерегистрация — большая потеря.

Наши руководители любят хвастаться друг перед другом, у кого в области больше рост промышленного производства. Нечем вам хвастаться, господа! Тюменский бизнес существует не благодаря, а вопреки тюменским властям. Вот примеры. Прежний губернатор вещал, что благодаря ему у нас поднялось сельское производство. Так ведь крестьяне практически не платят налогов! Для производителей сельхозпродукции федеральными законами установлено освобождение по всем налогам. Второй пример — власти приписывали себе в заслугу строительный бум, однако он тоже произошел вопреки областной налоговой политике, просто строители и заказчики так договорились о формах платежа, что теперь большая часть проходит «черным налом» и не облагается налогами. Это означает, что и зарплата выплачивается втемную, и материалы оплачиваются также. Потери от максимальных ставок просто колоссальные, так что не стоит думать, что при снижении ставок нечем будет финансировать больницы и детские сады, наоборот — платить станут охотнее, и за счет массовости покроется снижение ставки.

Пора чиновникам администрации Тюменской области, которые должны ведать экономическими вопросами, забыть про громкие заявления в прессе и проведение никому не нужных сборищ и семинаров по поддержке чего-то там, потому что у них нет элементарного бизнес-плана развития области, то есть налоговой политики. Нет у них видения приоритетов в развитии отраслей, и власть обдирает бизнес как липку, всех по одинаковой максимальной ставке. Пора бы заняться серенькой, непубличной, негромкой работой по составлению поправок ко всем до единого налоговым актам Тюменской области, кропотливыми подсчетами и прочей нудной, но высокопрофессиональной работой. Сказки рассказывать каждый может.

Антон Куклин, директор юридической фирмы «Эфес»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта