Когда зрелость может и юность узнает
А ведь верно сказано: если бы молодость знала, если бы старость могла…
Древнее противоречие бытия, основа извечного конфликта отцов и детей. Каждому из нас предназначена своя искра божья, но у скольких людей она с годами угасает. Сумеешь ее сберечь, поселить в своей душе, зажечь свой свет и с ним совершенствоваться всю жизнь — в человеческих связях и отношениях, в избранном деле — неминуемо станешь учителем, наставником новых поколений.
Не обязательно в классе, в вузовской аудитории, в детском клубе. Настоящее наставничество, учительство — не просто профессия, еще и особый дух, самостояние человека. Таких молодые признают. Таким интересны идущие вослед. В их диалоге и общении не теряется связь поколений.
В это суматошное время в воспитании молодежи на первый план выдвинулся и театр. Настоящий театр, который не надо путать с привычной художественной самодеятельностью. Такой театр выпестовал в тюменской гимназии N 1 актер областной драмы Рюрик Иосифович Нагорничных.
Он перебрался в Тюмень в конце 1980-х годов. До того Нагорничных прошел все ступени актерской и режиссерской карьеры, в 1960-80-е, будучи главным режиссером неплохих коллективов, смело шел на экспериментальные постановки. В ту эпоху неплохим стимулом для творчества были ежегодные всесоюзные смотры и фестивали. Eго заметили, и серебряными дипломами отмечены пять спектаклей Нагорничных. В 1980-е, казалось бы, он прочно бросил якорь в Душанбе, поднял уровень республиканской русской драмы Таджикистана.
Но… Горбачевская перестройка заканчивалась под выстрелы в Карабахе, Сумгаите и в среднеазиатских городах. Национальный подъем гнал и мутные волны. В одночасье специалисты, укоренившиеся в республиках, стали чужаками. Их винили во всех грехах, выживали, в них стреляли в междоусобицу. Нагорничных, будучи зрелым мужем, не стал ждать самого страшного и оказался в Тюмени.
Наш театр был на подъеме, и вписаться в труппу оказалось непросто. Нагорничных поставил пару спектаклей, но сражаться за свой стиль, за свое видение не захотел. Eму, мастеру с доброй душой, толкаться было не к чести. Лишь дома, бередя душу воспоминаниями, Нагорничных и в мыслях, и в чувствах продолжал разыгрывать свои вещи. В своем стиле, в котором бытовые реалии мира взрывались лирическим вихрем романтики, молодым озорством.
В 1992 г. разговорились с директором гимназии N 1 Михаилом Колосовым. Нагорничных согласился вести театральную студию. Поторговался. В стандартном актовом зале, где сцена не предусмотрена, появились занавес, кулисы, аппаратура для звука и света. Соблюдаются все ритуалы. Это дисциплинирует, создает атмосферу. Без скидок на самодеятельность.
За восемь лет — восемь премьер. Мало? Другие, мол, по две-три вещи в год выпускают. У Нагорничных каждый спектакль — как школа творческого и человеческого роста юной личности. В ходе репетиций узнаются секреты актерского мастерства, осваиваются театральные профессии. «А главное, — говорит он мне, — благодаря театру студийцы стали личностями. Содружеством влюбленных в дело и друг в друга — дружески! — молодых людей. Как они выросли! Помню шепелявящих, угловатых, с глухим тюменским акцентом. С однобоким креном в масс-культуру. Исчезли многие плохие привычки. Они читают, ищут, помогают мне. Признаются, что стали интересней жить».
И мэтр, и его верный ассистент, жена, актриса театра кукол и масок Лариса Гебгардт-Нагорничных, более всего дорожат крепнущими чертами благородной атмосферы студии. Здесь берутся за большие и сложные постановки. Сами добывают, делают реквизит, ищут и шьют костюмы. Глядя на старшеклассников, в студию потянулись учителя, родители. Не расстаются с ней выпускники. Душевное тепло и профессиональная работа — как магнит.
Драма в двух действиях «Любовь на ветру» по знаменитой пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина» была последней премьерой (май с.г.). Главных героев играли Ольга Ханко и Андрей Черкашов. Андрей закончил гимназию 6 лет назад, отучился в мастер-классе Алексея Ларичева (актерский факультет ТГИИК), был принят в труппу обл.драмы. Недавно получил серьезную и трудную роль Горацио — друга принца Гамлета — в ларичевской постановке «Убийство Гонзаго». А студию не бросает, выкручивается, успевает помочь учителю. Ведь разборы Нагорничных после репетиций и спектаклей многого стоят. И Ханко в эту же сторону, хотя уже год как учится в ТГУ.
Молодость духа и талант выдумщика привлекают молодежь в мэтре. Статус студии позволяет ему бережно и осторожно переиначивать известные пьесы. «Молодить» их, приближать к современности. В пушкинский год (1999) поставили «Сказку о золотом петушке». Но как! Мэтр добавил к классическому тексту свои вставные сатирические сцены, написанные в духе произведения. Развил пинии, чуть намеченные пушкинским гением. Я понимаю, сколько голосов против. Но ведь удалось, зал жадно внимал на премьере не только канону, но и острым смешным эпизодам на темы текущей российской смуты.
Да, Нагорничных ставит по мотивам, но не коверкая, не глумясь над основным текстом. Меньше всего переработка коснулась пьесы Виктора Розова «В добрый час». После успешной премьеры все вместе решили так же назвать и свою студию.
К 55-летию Победы поставили героико-романтическую драму Валентина Eжова «Соловьиная ночь». О майских днях в поверженной фашистской Германии. О трудной дороге к миру, о любви нашего молодого воина к немецкой девушке. О цене воинской чести и подлости. Проявили упорство, зазвали на премьеру ветеранов. Помните, в Тюмени праздник провели достойно. В гимназию почетные гости пришли после большого действа в драмтеатре с участием лучших творческих сил города. Сначала смотрели скептически, что, мол, смогут юнцы, куда им понять то время, не нюхавшим пороха. После первого действия — сплошные слезы и овации. Мэтр и его команда добились главного: силой искусства они вернули ветеранам их молодость. Ощущение военного времени.
Старших офицеров сыграли учителя и родители. Да и втянулись. Теперь играют взрослое поколение в драме «Любовь на ветру». Этой осенью со спектаклем выйдут за стены гимназии. Заявки есть. Ведь это разговор на вечно волнующую молодежь тему. О пути к настоящей любви, на котором столько оврагов и искушений. В добрый час пришел в гимназию Нагорничных, делает доброе дело. «Я теперь понимаю, что каждой школе нужен свой театр. Пусть небольшой, без претензий. Сегодня такое дело стало преградой всему дурному в жизни школьников. Только работать с ними надо честно и открыто, не халтурить, не плыть на холодном профессионализме» (Нагорничных).
Как мало таких огней в молодежной среде Тюмени. Мается в трудных условиях «ТеатриК» Татьяны Тарасовой, у которой тоже талант режиссера и наставника молодых. «Синяя птица» в Ленинском округе. Что-то не слышно про публицистический театр в 10-й школе. Судя по работе студии «В добрый час», есть смысл провести совместную коллегию комитетам по культуре и образованию. Чтобы родилось тюменское движение школьных театров. Ради наших детей, их будущего.
***
фото: