Наш антинаркотический арсенал
Специалисты говорят, что проблема наркомании включает в себя работу по нескольким направлениям: профилактика, лечение и реабилитация наркозависимых, совершенствование деятельности правоохранительных органов, совершенствование законодательства.
Как выяснилось, больше всего из этого списка наркоманов и их родителей сегодня интересует два момента: где избавиться от смертельной зависимости? Как вылечить тело и душу?
Тело
Процесс лечения наркозависимого человека главный врач областного центра по борьбе со СПИДом Александр Попков сравнивает с пеленанием ребенка, который ни плачем, ни размахиванием ручек не может разжалобить родителей.
«Пациент должен соблюдать правила игры, которые ему диктует врач, а не наоборот», — объясняет Александр Владимирович. Лечебные учреждения, работающие по такому принципу, обычно называются закрытыми. Главное и очень важное достоинство такой больницы — профессионально организованная охрана, строгий пропускной режим для родственников (потому что именно родные очень часто проносят больным наркотики — это наблюдение врачей). Открытые двери (например, для прогулки) больной должен «заслужить» — хорошим поведением, то есть соблюдением правил лечебного учреждения. Подобный стационар (с видеонаблюдением за всеми палатами) работал до некоторых пор в областном центре по борьбе со СПИДом.
Сегодня многие врачи в качестве образцового примера называют стационарное отделение областного наркологического диспансера, что находится на базе моторного завода. Попадают туда по очереди, имея на руках направление из диспансера. Срок — неделя-две — в зависимости от состояния и желания пациента. Стоимость лечения (и снятия ломки) — от пяти до шести тысяч рублей.
Бесплатной помощи для наркоманов сегодня нет. Цены в разных лечебных учреждениях колеблются. Обзвонив все известные больницы, куда наркоманам и их родителям можно обратиться за помощью, мы получили такую картину.
Снять ломку, полежав под капельницей час-два, можно за 378 руб. в областном наркодиспансере. Амбулаторное лечение, если пациент встает на учет, по цене лекарств оценивается в пять-шесть тысяч рублей, для анонимных пациентов — дороже.
Стоимость койко-места в гепатологическом отделении инфекционной больницы на пять дней — 180 рублей, цена лекарств — от 1200 руб. Дальнейшее лечение зависит от обстоятельств. Больше всего от соседей-наркоманов в этом отделении страдают обычные больные, под конец лечения готовые лежать в психиатрической больнице. Обязанности охранников наркоманов в этом отделении, как можно понять, выполняет своими силами медицинский персонал — чаще всего безуспешно. И хотя двери отделения и весь корпус под замком, это не мешает проникновению наркотиков в отделение.
В отделении пограничного состояния третьей городской больницы койко-место на десять дней стоит четыре тысячи рублей, на лекарства уйдет 700-800 рублей. Eсли пациент готов начать лечение, расходы на лекарства увеличиваются. Снять ломку и пройти курс лечения можно также в психиатрических больницах в Вин-зипи и Лебедевке.
Неофициально услуги по снятию ломки оказывают и другие лечебные учреждения. Процесс так называемой «промывки» занимает там несколько часов, цена — по договоренности. Сами медики, оказывающие официальные услуги наркоманам, считают «промывку» не очень эффективным средством выведения из организма наркотиков и даже опасным для здоровья.
Безденежные наркоманы часто пользуются своим способом снятия ломки, они называют его «всухую». Правда, «перекумарить» таким образом удается только более-менее крепким наркоманам. Для тех, у кого не в порядке сердце и печень, все обычно заканчивается в лучшем случае реанимацией или больницей.
Душа
«Я могу перекумарить всухую, — рассказывала мне Наташа (назовем ее так), которая сидела на игле больше пяти лет. — А что дальше?». Eсли снять ломку и даже полечиться у нас худо-бедно можно (эффективность существующих методов лечения — отдельная тема), то с реабилитацией проблем больше, лечить душу негде. Eдинственный бесплатный реабилитационный центр для наркоманов находится в нескольких километрах от Тюмени по Салаирскому тракту. Чтобы попасть туда, надо дождаться своей очереди. Шанс бесплатной реабилитации, как рассказывали, дается один раз, если пациент не выдерживает, убегает — его больше не принимают. В ближайшее время в лесной зоне должны открыться еще два реабилитационных учреждения областного центра по борьбе со СПИДом. В идеале, чтобы остановить волну не только наркомании, но и распространения СПИДа, по мнению Александра Попкова, на юге области необходимо открыть 100 реабилитационных центров или хотя бы 50.
Пока же власти вникают в сложившуюся ситуацию, эту нишу занимают различные общественные религиозные (или как их еще называют — нетрадиционные) организации. Сегодня они официально признаны, участвуют в «круглых столах», к их мнению прислушиваются. Ничего плохого в религиозном компоненте при реабилитации наркозависимых не видят и медики. Подобных центров в области больше пяти: «Добрые самаритяне», «Возрождение плюс», «Свет миру», «Поколение» и др.
Как правило, такие центры находятся за чертой города, условия проживания там можно назвать спартанскими, реабилитанты сами строят свое жилье, сами зарабатывают на еду (например, колют дрова), следят друг за другом.
«Они должны понять, что кто-то заинтересован в их выздоровлении, — рассказывает руководитель областного общественного движения против наркотиков и СПИДа «Возрождение плюс» Григор Хадыкян. — Это Бог. Я им пытаюсь объяснить, что Бог любит их, нужно только открыть сердце, чтобы наполнить его этой любовью, надо поверить. Ведь наркоман — это опустошенный сосуд, его надо наполнить верой, смыслом и любовью. Реабилитация наркозависимого — это новое рождение. Поэтому курс реабилитации нужно пройти от начала (человек-эмбрион) до конца (человек встает на ноги). Надо исцелиться. Для этого я требую придерживаться строгих правил: нельзя колоться, пить, курить, сквернословить. Нарушителей просто исключаю». Конечно же, много времени посвящается религиозным разговорам, чтению Библии.
Признаться, сначала религиозная направленность центров настораживала: подобные организации пугают идолопоклонством и превращением людей в сомнамбул, бестолково твердящих какие-то истины. Но, разговаривая с Григором и его подопечными, я получала вполне трезвые и корректные ответы на вопросы, касающиеся религии и веры. Пусть в такие реабилитационные центры пойдут не все наркозависимые. Но существование подобных пристанищ и самое главное — людей, готовых помочь наркоманам, дает маленькую надежду, что списки погибающих от передозировки и СПИДа станут короче.