X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Одинокие дети России

«…С отношением к детям в сегодняшней России не все в порядке».

Михаил Шемякин, художник, обладатель пяти докторских степеней за исследования искусства

По данным департамента по образованию, в этом году по югу области зарегистрирован 7801 сирота. Около четырех тысяч — больше половины — проживает в Тюмени.

«Спасите наших детей!» — взывала позвонившая в редакцию женщина. Она разговорилась со своей попутчицей, которая оказалась директором одного из тюменских детских домов. Та везла своих воспитанников 7-10 лет на отдых в Нью-Йорк. «Они же не вернутся, их же там усыновят!» — беспокоилась женщина. «Неужели нашей стране не нужно молодое поколение? Разве наши училища не нуждаются в студентах — будущих столярах, швеях, поварах? Не лучше ли тратить деньги на их социальные нужды, чем на сомнительные поездки в Америку?» — с плачем вопрошала она.

Я, честно говоря, была озадачена и под эмоциональным натиском моей собеседницы поспешно с ней согласилась. «Действительно, плохо, когда страдают наши маленькие горожане, да еще и сироты. А вдруг они и в самом деле не вернутся из Нью-Йорка?». Но, обратившись в различные социальные учреждения и, самое главное, пообщавшись с детдомовцами и их воспитателями, я изменила точку зрения. Более того, я думаю, что за пеленой слухов и домыслов мы забываем о главном — о самих сиротах, которые нуждаются в семье. Извините, но мне кажется, что самим детям все равно, где эта их семья живет — в России, Америке или на Камчатке. И потому решаю все же поспорить со своей телефонной собеседницей.

Действительно, воспитанники детских домов в Америку ездят — об этом мне сообщили в отделе охраны прав несовершеннолетних областного департамента по образованию. Лицензированное агентство «Крэйдл оф Хоуп Инк», каждый год вывозит сирот из России и других стран, кстати, тоже в Нью-Йорк и Вашингтон. Поездки эти благотворительные. Цель их — отдых в скаутских лагерях и общение с американскими семьями.

К примеру, этим летом в Нью-Йорк выехало пятеро воспитанников детского дома N 2, что по улице 50 лет ВЛКСМ. Eго директор, Нина Парфенова, сопровождала своих подопечных в путешествии. Она рассказала, что ребят в Америке хорошо встретили, с каждым побеседовал психолог, и возникшие поначалу языковые трудности исчезли, как только россияне стали играть с американскими сверстниками в футбол. «Усыновят ли детей американцы, я не знаю, — сказала Нина Ивановна. — По крайней мере, в цель поездки усыновление не входит. Но если кому-то понравятся наши ребята и этот «кто-то» захочет взять сироту в свою семью — я обеими руками «за». Уж если в России детдомовские не нужны, может быть, они обретут счастье в Америке?».

Резко. Но, с другой стороны, -профессионально. Кто точнее, чем директор детского дома, в состоянии оценить, насколько наше общество, наша страна в целом заинтересованы в российских детях, насколько безоблачно их будущее?

Я за страну не берусь говорить, а вот в пределах города это выяснить возможно.

В Тюмени имеется три детских дома, которые воспитывают сирот «от трех до семнадцати»: N 66 по улице Холодильной, N 1 на Мысу и N 2 по улице 50 лет ВЛКСМ. В каждом — до 60 воспитанников. Мне довелось пообщаться с обитателями детского дома на ул. Холодильной.

Их там осталось на лето несколько человек, остальные отдыхают в лагерях. Обычные, на первый взгляд, дети — пока не начнешь с ними говорить. Десятилетнему с виду Максиму, оказывается, уже 14, девятилетняя Анечка плохо говорит, а добрый Женька называет всех женщин «мама». О своих родителях они говорят хоть и неохотно, но правдиво — не придумывают сказок про погибших отцов и матерей.

Настоящие истории у всех очень похожи — родители лишены прав или сидят в тюрьме.

«А у нас нет ни одного ребенка, родители которого бы просто умерли, — добавляет Марина Бок, директор детского дома. — У каждого свой диагноз — плохое здоровье, исковерканное пьянками и побоями родителей детство».

Несмотря на домашнюю обстановку в детдоме — хорошее питание, уютные комнаты, телевизоры, магнитофоны, — ребята вспоминают родителей, просятся к ним «ну хоть на денек». Обрести же новую семью им практически невозможно — даже если такая и найдется, детдомовцу сложно будет там ужиться. Что тогда — новая травма в связи с возвращением в детдом? Такие случаи были. Те, что помладше, вопроса об усыновлении откровенно пугаются: «Опять на эти пьянки смотреть?». Теперь они все семьи отождествляют с той, в которой жили. Старшие же просто боятся уходить из привычной обстановки.

Кстати, моя телефонная собеседница говорит в основном о том, что Родине могут потребоваться рабочие руки этих, уже выросших ребятишек. Правильно — потому что усыновлять их не очень-то стремятся. Иногда берут — совсем маленьких. А вот у старших — шансов немного. По данным департамента по образованию: в 1996 году по югу области 279 сирот обрели семьи, из них иностранцы усыновили всего 27, а в прошлом году семьями обзавелись 115 детдомовских, из них иностранными — 62 ребенка, каждый второй. Радует, что хоть иностранцам наши дети еще нужны, хотя усыновлять им гораздо сложнее, чем россиянам.

Готова поспорить и по поводу того, что Россия нуждается в швеях, столярах и поварах… А вернее, поспорить может та же Марина Бок, директор детского дома N 66: «На какие жизненные успехи может рассчитывать 16-летний парень с шестью классами образования?». Тем более что в этом году одно училище уже отказалось от детдомовских выпускников, которые после «семейной жизни» лечились в психиатрической больнице. Пока одно, а дальше будет больше».

Тем, кто еще сомневается в том, можно ли разрешать иностранцам усыновлять наших сирот, советую посетить приемно-карантинное отделение экспериментального социально-педагогического центра по адресу: ул. Сакко, 1. Eсли в детских домах воспитанники все же обихожены и накормлены, то центр имеет дело с начальной стадией того, что мы называем сиротством.

Каждый год через это отделение проходит около двухсот беспризорников. Милиция их отлавливает на вокзалах, в подвалах, на улицах. Грязные, вшивые беспризорники часто оказываются еще и алкоголиками и наркоманами. Посмотрев на такого, вы отважитесь забрать его домой?

И еще советую обратиться к статистике — на учете в социальных учреждениях у нас стоит 2143 ребенка из неблагополучных семей. Все они — потенциальные сироты.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта