Улица Щербакова
Продолжение. Начало в N96
От «Дины» до Парфеновской горки
До 1966 г., когда ул. Мостовую переименовали в ул. Щербакова, она и заканчивалась здесь, у современного автомобильного центра «Дина». В 1966 г. улицу продлили до бывшей деревни Парфеновой и далее к пос. Мелиораторов. Прежде участок улицы от ул. Дружбы до пос. ММС назывался Велижанским трактом.
Отрезок ул. Щербакова от «Дины» до Парфеновской горки самый благоустроенный и красивый. После ремонта в 1995 г. улица стала широкой, вдоль нее проложены тротуары, еще в начале 70-х гг. она была обсажена тополями, а в начале 90-х гг. XX в. слева на берегу Туры, где в 30-40-е гг. располагались картофельные поля овчинно-меховой фабрики и промартели им. Горького, устроили сквер с декоративными кустами и асфальтированными дорожками. Весной он заливается водами Туры, которая в этом месте делает крутую излучину поперек поймы. Здесь мощный поток талых вод, разлившихся по пойме шириной в 3-3,5 км, сдерживает улица Щербакова, выполняющая роль дамбы, и направляет в русло Туры шириной 150-170 м. Течение резко усиливается и подмывает высокий правый берег, где расположился центр города. Напротив I Заречного микрорайона летом через Туру наводится понтонный мост, работает переправа.
Напротив II Заречного микрорайона на берегу Туры находилось несколько улиц самовольной застройки, которые ежегодно заливались половодьем. В начале 90-х гг. жителей переселили, полугнилые домишки снесли. Осталось два дома на высоких фундаментах, где живут люди.
С правой стороны ул. Щербакова поднимаются 9-16-этажные дома Г, II и III Заречных микрорайонов. Здесь болотистую пойму, служившую прежде пастбищем для скота жителей Зареки, засыпали песком слоем 3-5 м, дали ему в течение нескольких лет осесть, и с 1978 г. начали застраивать панельными высотками. Стройка интенсивно шла в 80-е гг., теперь здесь почти ничего не строят.
Под Парфеновской горкой — левым коренным берегом Туры — улица по мосту пересекает озеро Парфеновское, древнее русло Туры. В 1987 г. по генеральному плану застройки Тюмени здесь намечалось построить водоотводный канал — второе русло Туры — для пропуска весеннего половодья. Ширина канала у Парфеново — 150 м, у пос. Мыс — 125 м. Канал попутно мог бы понизить уровень грунтовых вод в Заречных микрорайонах, где они часто выходят на поверхность. Идея строительства оформлена в чертежах, не забыта — и в годы с высоким уровнем половодья вновь и вновь будоражит умы тюменских строителей и власти надеждой, что в канале и состоит спасение Заречья от наводнения, а исторического центра — от обрушивания берега.
На Парфеновской горке — бойкий перекресток с улицей Дружбы, которая, уходя вправо, превращается в Тобольский тракт. От перекрестка влево уходит ул. Тимуровцев, названная в честь литературного героя повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».
На Парфеновской горке слева от ул. Щербакова находится крупное предприятие — автоколонна N 1228. 1 июля 1959 г. здесь, на 4,5 га бывших колхозных полей, расположилось вновь организованное автомобильное хозяйство (ATX) N 3. 30 ноября 1961 г. его реорганизовали в автоколонну N 1228. Своего названия предприятие не меняло, хотя организационные формы его менялись: в 1990 г. — арендное предприятие, в 1992 г. — товарищество, с 1998 г. — закрытое акционерное общество (ЗАО).
Автоколонна имела грузовые автомобили различных марок: ЗИС-5, ГАЗ-51 и 93, ЗИЛ-150 и другие, ремонтную базу. В начале 60-х гг. XX в. построили трехэтажное административное здание. Предприятия Тюмени и области могли заказать здесь необходимое количество грузовиков для выполнения своих работ. Были постоянные клиенты и разовые заказы. Летом часто автотранспорт использовался на сельхозработах: доставка торфа и удобрений на поля, перевозка зерна, картофеля и т.п. Зимой по зимникам доставляли грузы для нефтяников, газовиков, геологов по всей территории области до Полярного круга.
За высокие показатели в работе АК N 1228 получала переходящее Красное знамя областного автотранспортного управления и министерства автомобильного транспорта. В 1986 г. автоколонна победила в городском социалистическом соревновании по случаю 400-летия Тюмени. Об этом факте напоминает прикрепленная у входа административного здания чугунная доска. В коллективе было много орденоносцев, победителей в различных соревнованиях. Здесь еще помнят девятого директора Ханнанова, руководившего предприятием с 1972 по 1990 гг., при котором автоколонна достигла наивысших показателей. Успешно руководит автоколонной Г.В. Хель-тинен. В трудные годы экономических реформ — 1991-2001 — предприятию удалось выжить и сохраниться в рабочем состоянии, хотя резко сократился парк машин, осталось около 30 процентов работников.
Работники автоколонны N 1228, как и 40 лет назад, продолжают перевозить народнохозяйственные грузы. В административном здании АК N 1228 расположена городская библиотека N 10.
Продолжение следует
***
фото: Вид на улицу Щербакова с Парфеновской горки.