Наступление на тарманские болота
Из 60 тысяч садоводов, «прописанных» на тарманских болотах, около половины страдает от подтопления садовых участков. 15 тысяч участков вообще заброшены — у хозяев нет ни сил, ни денег бороться с водой.
Тарманские болота раскинулись на площади 200 тысяч гектаров к северу от Тюмени и даже частично захватывают поселки Казарово, Парфеново, ММС и другие. С запада их территория ограничена Салаирским трактом, с востока — Тобольским. Посередине их пересекает Велижанский тракт, который служит своеобразной плотиной (так как вода течет под уклон, с запада на восток). С севера болота подпирают бухтало-тюневские сосновые леса — основной водосборник, исправно поставляющий воду на дачные участки. Кроме того, с запада — излучина Туры, которая в половодье также щедро снабжает участки водой. А еще имеются более 50 озер и озерец. Дачи расположены вдоль трактов на глубину до 9 километров. Больше всего их вокруг озер Липовое (около 15 тысяч) и Царево (около 7 тысяч).
Болота начали осваивать в начале 60-х годов: ТЭЦ-1 нужен был торф. По подсчетам специалистов, в это время было прорыто около 100 километров магистральных осушительных каналов глубиной до 4 и шириной до 10 метров и примерно 600 километров маленьких канальцев. Областное управление мелиорации имело в ту пору 236 экскаваторов-болотоходов, множество самосвалов. (Для сравнения: сейчас служба эксплуатации областного комитета по мелиорации и сельскохозяйственному водоснабжению не имеет и десятка таких экскаваторов).
После того как в начале 90-х ТЭЦ-1 перешла на газ, масштабы добычи торфа резко упали. Каналы стали затягиваться илом, а появившиеся к этому времени садовые участки — заболачиваться. Наступила эпоха бесхозяйственности. Большие каналы предприятия перекрывали дорогами. Так, например, поступил «Запсибгазпром», перерезавший канал N 2 более чем в десяти местах для своих хозяйственных целей. Канал, поставляющий воду из озера Липовое в Туру, превратился в череду озерец.
Лишь два года назад, когда над участками нависла угроза полного затопления, за болота взялись областные власти. В 2000 году на прочистку каналов и мелиорацию было выделено 1,2 млн. рублей депутатами областной Думы из своих фондов наказов избирателей. В том же году, после многочисленных обращений садоводов, областная Дума создала рабочую группу, занимающуюся вопросом «тарманского подтопления». Возглавил ее депутат Александр Черепанов. В 2001 году на борьбу с болотом из областного бюджета было выделено 12 миллионов рублей. Служба эксплуатации областного комитета по мелиорации занялась прочисткой левой ветки магистрального канала N 3, Тарманское центральное торфопредприятие — прочисткой правой ветки этого же канала. А проектный институт «Тюменьгипроводхоз» готовит схему осушения участка болота площадью 18 тысяч гектаров (район озер Липовое и Царево). Работа сложнейшая — из-за торфоразработок рельеф местности сильно изменился, а «марсианские» каналы нарушили естественный водоток. Впрочем, все областные деньги этого года уже практически освоены, а работы еще много. Но если каналы не прочистить в ближайшие год-два, положение ухудшится. Даже 25 миллионов рублей, которые вроде бы планируется пустить на осушение болота в следующем году, может оказаться недостаточно. Надо, говорит председатель Тюменского садоводческого союза Александр Казаков, прочистить большой канал, идущий почти параллельно Туре, — чтобы вода из лесного массива сразу отсекалась и не шла на дачные участки. Под дорожным полотном по Велижанскому тракту нужно сделать хотя бы два водопропускных сооружения, чтобы тракт не играл роль плотины. Нужно еще провести серьезные изыскания. Александр Васильевич считает, что кардинально решить проблему может только областной закон о статусе тарманских болот. Необходимо ведь не только прочистить каналы и поставить шлюзы. Надо еще за всеми мелиоративными сооружениями постоянно следить, а это не менее 5-10 миллионов рублей ежегодно. Но не во всем виновата власть. Порой дачники просто засыпают мусором маленькие канальцы за оградами своих участков. А потом жалуются, что их топит.