Пять и пятнадцать лет спустя
Пять лет назад в Москве были названы лучшие книги года. На самом верху оказалось «Новое искусство Тюмени». Альбом-монография, составленная такими знатоками прекрасного, как Геннадий Вершинин и Сергей Перепелкин. Арт-дизайн (художественное проектирование) придумал Николай Пискулин. Концептом (главным символом, смысловым стержнем издания) он избрал особый квадрат, похожий на бастион модерновой конструкции с большой буквой «Т» в центре, стилизованной под чистый холст.
Необычность этого удачного проекта была в том, что впервые в новой России именно в Тюмени представили свою молодую художественную школу, открывшую новые пути в современной живописи. Без скидок на провинциализм. В массе лестных отзывов выделяется большая статья известного московского искусствоведа Ирины Уваровой, назвавшей тюменскую новую волну «сибирской Венецией». Она имела в виду город-театр, парадоксальное сочетание разных стилей и разных эпох, рождающих неповторимое сверхединство.
А началось все это 15 лет назад,, в 1.986-м… Молодые художники восприняли свободу как путь новых исканий. Они ускоренно освоили еще вчера запретные опыты искусства XX в., экспериментировали, открыли свой живописный театр. Их поддержали наставники из Тюменского училища искусств, известные мастера Михаил Гардубей, Александр Новик, Eлена Улькина. Они же наравне с учениками стали участниками дерзкого проекта. Поскольку сами вечные странники, сами в пути, в поиске новых форм и фантастично удивительных композиций.
Тогда, в 1986-м, родилось новое искусство Тюмени на самой его первой выставке «Винегрет-86». Грубовато звучит, но так решили вместе. С намеком на сложение разных манер, с холодком в душе — как воспримет зритель полотна, далеко ушедшие от ни в чем не виноватого бытовизма и реализма.
Как это было, как совпало -мечта, полет и чары юности… Ольга Трофимова, светоносно-карнавальный дар. Eй по силам прогонять серую злую скуку застоявшегося быта, обращать его в праздник, театрализовать бытие. Вот оно, начало — «Сон о моих друзьях» (1984). Они еще в предчувствии новой волны, маются, пытаясь уловить ее дух, ее цвет, ее формы. Кто-то виден в проеме полукруглого окна, за которым она — манящая красота неведомого. А это уже 1993-й. «Из жизни домов». Духовно-символический маньеризм Трофимовой элегичен и полон таинств общения с душами наших отчих домов. Чистая сень детства, печальная, но светлая игра, уводящая вглубь твоего, моего, ее рода. Добрая цепь времен и поколений. Выписано так, что одновременно напоминает старые места и Тюмени, и любого другого города на планете, где уважают предания.
Состоявшаяся творческая судьба. Сегодня Трофимова преподает в alma mater, которая теперь не училище, а колледж искусств, оформляет спектакли в кукольном, работает в газете. Но… какой-то надлом, может, перед новым импульсом?
Татьяна Вершинина, сдирала маски с пошлого мира. Иронична, на нервах переживает весь текущий бедлам. Лишь бы не задохнуться… Преуспела в анимации, компьютерной графике, рекламе. «Пошла» в тираж. Успокаивается «Принцессой» (1994) в собственном иллюзионе. Но в творческий союз вступила.
Олег Власов. Занимается бизнесом, но билет СХ РФ еще с ним.
Андрей Eрдяков. Преподает. Уже в творческом союзе. Упорный, знает, чего хочет. Не то чтобы поверять алгеброй гармонию — на шумной выставке тюменского арт-дизайна мощно выстрелил синтезом живописи и конструктивных форм, вписав малую архитектуру Тюмени в мировой канон, начиная с античных портиков. Что говорить, мастер.
Татьяна Изосимова. Свободный художник. Не в союзе. Иногда балует нас своими куклами. Вместе они — целое действо, ее внутренний мир, ее праздник. Eще выдаст нам…
Анна Матусина. В Питере. Слышали, что работает на «Ленфильме» художником по костюмам. Eе выбор.
Сергей Перепелкин. Проводник тюменской Алисы в свою страну чудес. Покажет, где в Тюмени течет Нил и растет папирус, и водолазы подарят вам волшебные ракушки. Солнечный человек. Помню, как всем было весело и интересно на его персональной выставке. По случаю 40-летия в 2000-м. Суперобразован. И как живописец, и как искусствовед. Главный художник нашего кукольного. На фестивале в Челябинске поразил всех декором к андерсеновскому «Соловью». Любит весь мир и дружен со всеми. Знает, что на востоке лежит Китай и там живут китайцы.
Николай Пискулин. Преподает, принят в творческий союз. Крутится изо всех сил, больше в области арт-дизайна. Но время берет свое — красавец Коля на фото 80-х. Когда нам двадцать. И бремя забот на челе в 2001-м. Понятно, что каждую новую книгу, альбом, выставку надо оформить с изюминкой. Вот маета, не справляется. Недавно завершил курс в Уральской архитектурно-художественной академии.
Ирина Сашнева. Покоряла Вену, Париж, но это непросто. Приходилось петь в ночных клубах в стиле крутого авангарда. Даже сценический псевдоним придумала — Александра. Говорят, сейчас в Москве. Эпатирует и делает вид, что все о’кей.
Вячеслав Сизов. В союзе, много работает и удачно выставляется. Подбадривает себя джазом, живописуя ритмы, трубы, всплески синкоп.
Олег Федоров. Нашел свой АРТ-колодец и заманивает в него коллег, продвинутых NEXTеров, нашу редакцию.
Александр Чемакин. Не в союзе, пошел работать дизайнером на мебельную фабрику. Разменял сороковник, порадовал персональной выставкой в 1999 г. Хранитель древностей и современный руссоист в живописи. Можно принять за шукшинского чудика. Но впечатление от его «митькования» (питерская группа художников-игровиков в арт-наив, в нарядное опрощение) обманчиво. Вон он какой нежный и чистый в 20 лет в книге, а сейчас? Болит душа, но время такое, что лучше не показывать.
Да, разметала жесткая жизнь наших восьмидесятников. Лишь бы они остались на высоте своей новой волны. И я ставлю вопрос в лоб мэтру Перепелкину: что было и что стало, если вспомнить прекрасный старт 86-го и уровень книги?
Изложение ответа: уже при выходе монографии Перепелкин поспорил с Вершининым. Последний был уверен, что все только начинается. Нет, с выходом «Нового искусства Тюмени» многое закончилось. Было единство в многообразии, распалось на локальные части. Там выразился поколенческий дух творчества, концепт восьмидесятников — в свободном парении не просто догнать современное мировое искусство, но и войти в его круг. Вошли, когда начался мировой кризис. К чему приводит принцип «все дозволено», показал еще Достоевский. Многие из авторов альбома ушли в арт-дизайн, виртуальное искусство. Обслуживание по высшему разряду. И редкие выставки и удачи для души. Нужен новый гуманизм, приход нового поколения с тягой к искусству при свете совести.
Одинокий голос на вернисаже: у каждого времени свои игрушки. Покажите ваши.
***
фото: Татьяна Вершинина «Витающая проблема, или Кубик Рубика», 1987 год