Время веселых и бесстрашных
Необыкновенное слово — цирк. Оно, искрясь, выстреливает в белизну афишных площадей короткой кассетой фейерверка — а потом тысяча маленьких светлячков прыгает в поднебесье. Каждый раз новый и неожиданный, цирк уже с улицы дарит сюрпризы. Возможность посмотреть на экзотических пантер и леопардов магнитом притянула нас на представление Марицы Запашной. Первое отделение было посвящено выступлению ее питомцев. Публика начинает собираться заранее, чтобы спокойно пройти в нужный сектор. Наверху, на специальном балконе — традиционный оркестр. Великолепные тюменские джазмены, казалось, задавали тон всему представлению. Но москвичи все время подкручивали темп, и десяток униформистов, среди которых было много мальчишек, не успевали выполнять команды. Дружно раскатывали бархатные дорожки, задвигали сектор тяжелого барьера.
Жара волновала зверей, но легкие и четкие движения укротительницы преклоняли и смиряли дикую волю хищников. Леопард на серебристом шаре — это было впечатляюще.
А потом… чуть не забыли выпустить еще одного участника. Тигра.
Самая в мире бесстрашная — это Марица Запашная!
Она необыкновенно красива, значительна на арене. Но, даже закончив номер, она была еще в характере, в образе и грозно взглядывала на униформистов, изо всех сил старавшихся понимать команды.
Шоу второго отделения слегка затянулось: нужно было выдержать сорокаминутный антракт, починить арену, утрамбовать песок для следующего, конного номера, а прежде всего — разобрать огромную конструкцию защитной сетки.
Коверные, как ни странно, работали не так часто, как хотелось бы. И вот что я заметила. Стало изобретательным цирковое искусство. Невероятной до сложности — техника трюков и самого циркового оборудования. Но то древнее качество, за которое это искусство избиралось всеми и всюду, как особое, ни с чем не сравнимое, — чистый, веселый, природный смех, — начинает исчезать из нашей жизни… Вернем смех, юмор — и вернется неповторимое ощущение очарования жизни вообще.
Московские шуты с «трехголовым» Змеем Горынычем, пресловутой Буренкой и шариковыми скакалками красиво, изящно и в темпе отработали свой оригинальный номер.
Запомнился блеск и то уникальное ощущение сладкого ужаса, что подарил номер со змеей.
А Великий Дрессировщик уморительных и умных собачек ошеломил публику каскадом открытых шуток и актерским и человеческим обаянием, которому нельзя научиться в «Собачьем вальсе», где царил белый рояль-чик и роскошный артистизм взаимного понимания между человеком — виртуозом арены — и маленькими лохматыми участниками, артистами собачьего «ревю». Лиричен и красив был акробатический дуэт.
И каскадом аттракционов завершилось это представление. Совершенство и красота движений в слитности человека и природы — вот что царило на арене в тот день. Каким контрастом бродили внизу измученные девицы, увешанные шарами, пищалками и прочими безделками! Они не умели улыбаться, и оттого покупателей у них было меньше.
Спасибо же цирку, возвращающему нам человеческое лицо!
P.S. Жаль, ушло время, когда существовали программки…
***
фото: