X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Потоп не грозит, а ноги промочим

Тюмень пребывает в состоянии перманентного микропотопа. Гидролог Балябин полагает, что город можно осушить.

Открываешь прогреб частного дома где-нибудь в поселке РТС — вода. Спускаешься в подвал многоэтажки по улице Орджоникидзе — опять вода. Обычное для Тюмени дело.

Специалисты указывают следующие причины подтопления: высокий уровень грунтовых вод, осадки, утечки из теплотрасс и водопроводов.

Погоду регулировать пока не научились.

Количество утечек можно снизить, вовремя ремонтируя трубопроводы и эксплуатируя их по правилам.

Сложнее с уровнем грунтовых вод.

Владимир Балябин, главный инженер института «Тюменьгипроводхоз», к проблеме понижения уровня грунтовых вод подходит с размахом. По его мнению, нужно строить магистральные сбросные коллекторы глубокого залегания, нужно соединять ливневые канализации автодорог, «которые представляют собой какие-то обрывки», в единую систему. «Сеть дорог разбивает территорию города на замкнутые «рисовые чеки», в которых застаивается вода и пополняются запасы грунтовых вод», — пишет он в одном из своих исследований.

По его мнению, схема расположения сбросных коллекторов должна быть краеугольным камнем генерального плана Тюмени. Когда единая система водосброса появится (пока она в умах лишь нескольких энтузиастов), городской комитет по архитектуре и градостроительству сможет поставить строительные фирмы перед фактом: или «врезайтесь» в систему водосброса, или не стройте на данной территории дом, супермаркет и пр.

Пока же действует «естественный закон отсыпки». Например, возводя многоэтажку, фирма просто поднимает уровень своей территории повыше, отчего соседние дома тонут. (Владимир Федорович обращает внимание и на нарушение естественного режима стекания поверхностных вод. Реки Бабарынка, Тюменка, ручей Ключи, лога и овраги, которые когда-то служили естественной дренажной системой, засыпаны-пересыпаны, застроены гаражами и складами).

По расчетам Балябина, для кардинального решения проблемы подтопления необходимо около 5 миллиардов рублей. Это больше, чем полтора городских бюджета.

Валерий Фалеев, начальник территориального управления по Центральному административному округу, на проблему подтопления смотрит несколько иначе. По его мнению, ливневые канализации, проходящие вдоль дорог, в целом неплохо функционируют. Они, за некоторыми исключениями, соединены в единую систему. Сброс воды в Туру осуществляется в двух местах: возле Профсоюзного моста и моста Мельникайте. Но, замечает он, в Туру сбросы попадают без очистки. У городских властей на строительство очистных сооружений нет денег.

По мнению Валерия Михайловича, решить проблему подтопления смогут системы канализаций, функционирующие в отдельно взятых районах города. Дворы домов в них, к примеру, делаются с уклоном в одну сторону. Строительство одной такой системы, по словам Фалеева, уже началось в «Сараях» — районе города, ограниченном улицами Малыгина, 50 лет ВЛКСМ, Мориса Тореза и Салтыкова- Щедрина. Городские власти обязали заняться этим фирмы, строящие здесь жилье. А «Тюменьгипроводхоз» идет другим путем. По заказу городского комитета по экологии он начал разработку плана единой схемы водосброса заречной части города. Институту выделено на это 500 тысяч рублей.

Проблема подтопления родилась не сегодня и даже не вчера. Иначе не находили бы строители в толщах земли заброшенные ливневые коллекторы советских времен, ведущие бог знает куда. (Как, допустим, в районе улицы Мельникайте возле совмещенного моста, в районе улицы Харьковской). Разумно поэтому предложение Балябина учредить специальную службу во главе с городским гидротехнологом, которая занималась бы развитием и поддержанием в порядке единой водосбросной системы города. Такие системы существуют в Москве и Ленинграде, чем хуже Тюмень?

***
фото: Трубы «ливневки» на ул. 30 лет Победы

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта