Город и река — границы одного мира
Город и река — две составляющие нашей родины. Но воспринимаются они тюменцами как разные полюса — город сам по себе, река сама по себе. В прошлую пятницу мы были вместе — «Тюменский курьер» совершил путешествие на теплоходе речного порта «Москва» под руководством капитана Константина Бросалина.
Капитан и теплоход
Пока отчаливаем, капитан успевает рассказать о себе и своем теплоходе — Константин Юрьевич служит на нем с первых дней: теплоход построили в 1985 году в Москве и на барже перевезли до Салехарда, оттуда до Тюмени — своим ходом. Так у нас появился первый прогулочный транспорт.
С самого начала, правда, его называли «речным трамваем», служил он еще и в качестве «деревенской» развозки — вверх и вниз по реке. Сейчас «Москва» — исключительно экскурсионный теплоход. Все лето — несколько экскурсий в день. Зимой теплоход отчаливает на заслуженный отдых, а экипаж — в неоплачиваемый. «Раньше, когда молодой был, — рассказывает Константин Юрьевич, — кем только ни приходилось работать, даже грузчиком. Сейчас сложно куда-то устроиться». («Курьер» рассказывал о речных капитанах, которые перед Новым годом строят в городе ледяные дворцы.)
За 15 лет на воде Константин Юрьевич навидался всякого — это к моему вопросу об экстремальных ситуациях на теплоходе. Каждая поездка — приключение. Года два назад возили школьников — какой-то стрелок на берегу случайно попал в живот парню. К счастью, все закончилось благополучно. Зато школьных экскурсий порядком поубавилось. Взрослые же частенько напиваются, прыгают за борт, дерутся. «Компании разные, а выход один — носом в песок», — шутит капитан.
Маршрут
Наше путешествие длится около двух часов — до Воронине и обратно. Теплоход двигается с минимальной скоростью 7 км/ч — мешает встречный ветер. В капитанской рубке скорость почти не воспринимается. Но так даже лучше — есть возможность рассмотреть достопримечательности Туры. А их немало, и каждая — отдельная история из жизни реки.
Проплываем толпящиеся многоэтажки Заречных микрорайонов. Напротив — небольшой карьер. Капитан поведал: «Озерцо глубиной 20 метров образовалось от стоявшего там когда-то земснаряда, который I намывал территорию Заречных микрорайонов. Впоследствии земснаряд переродился в плавучий ресторан «Новая Сибирь».
Показываю на непонятные сооружения на берегу. А Константин Бросалин сразу же вспоминает: «Какая-то строительная организация собиралась возводить дом. Все его составляющие разгрузила на берегу — дескать, потом заберем. «Потом» продлилось до зимы, и детали дома вызволяли уже изо льда — большую часть, естественно, сломали».
Другая достопримечательность — полузатонувшие баржи и корабли. Какие-то из них сильно замыты. Спрашиваю: «Мешают ли они движению теплохода?». «Eще как, — отвечает Константин Юрьевич. — Но мы уже знаем «подводные камни» и стараемся их обходить. Радует, что реку начали очищать от «утопленников».
Кстати, на очистку Туры от затонувших плавсредств в этом году город выделил 270 тыс. рублей. Денег пока хватит только на подъем двух барж в районе Верхней переправы (184-й км). Или, по другому варианту, вытащить два судна у поселка Антипино.
Денек выдался жарким, и тюменцы заняли речку. В основном, конечно, ребятня. Не останавливает их даже тот факт, что в этом году купаться в Туре работники госсанэпиднадзора не рекомендуют. Впрочем, они, скорее всего, об этом не знают. Чуть дальше расположилась семейная пара с детской коляской (интересно, каким образом они спустились с крутого берега к воде?). Мальчишки машут теплоходу и нам, недалеко от них какой-то мужичок стирает носки. Кипит жизнь на Туре!
Слева и справа буйствует растительность и частично скрывает береговые помойки. А их, увы, предостаточно. К примеру, такая имеется у химфармзавода. Честно говоря, становится обидно за тюменцев — где живем и работаем, там и гадим.
В целом же нашу Туру можно назвать рекой контрастов — рядом с современными многоэтажками и заводами соседствуют картинки прошлых веков — величественный Троицкий монастырь, живописные деревянные домики.
Река
Наша Тура с характером, рассказывает капитан. На каждый километр — своя глубина. Где-то 5-10 метров, а бывает, доходит до 20-30. «А рыба-то водится?» — интересуюсь я у капитана. «Конечно! И встречается достаточно крупная. А у Воронинского моста еще и раков ловят. Живность — свидетельство того, что речка постепенно очищается».
Проплываем мимо мальчишек, обосновавшихся на буйке. Один из них вдруг начинает двигаться наперерез теплоходу. Охаю от страха и сразу же от облегчения — пацаненок нас заметил и остался на буйке. Я спрашиваю: «Существуют ли какие-то правила речного движения?». «Конечно! К примеру, встретившиеся суда могут расходиться только левыми бортами. Eсли сойдутся правыми — считается, что это экстремальная ситуация. За порядком на реке следит инспекция. Но нарушителей хватает — и среди купающихся, и среди судов. Ни с чем и ни с кем не считаются частники — владельцы яхт». И капитан показывает на небольшое встречное судно — на нем плывет шумная компания молодежи.
Итог
Замечательное получилось путешествие. После него возникает совсем другое отношение к Туре — все-таки она часть нашего города. К сожалению, неблагоустроенная. Даже удивительно — имеем в городе реку — и нет ни одного цивилизованного пляжа. Засоряем Туру и сами же страдаем от этого. Непонятно. Зато появилась идея: почему бы «отрядам мэра» будущим летом не заняться очисткой берега? Может быть, посмотрев, как трудятся ребята, взрослые промышленники задумаются и помогут им.
***
фото: Капитан Константин Бросалин;