X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Местные думы: законотворчество безграниц

«Действуй строго по закону, то есть действуй втихаря»

Л. Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

22 июня 2001 года Тюменская областная Дума приняла закон «О политике Тюменской области в сфере торговой деятельности». 5 июля 2001 года губернатор подписал этот закон. Он уже вступил в силу и действует. Прочитав данный закон, я вдруг подумал, что наша власть плохо исполняет свою работу. Над законом работали десятки людей. Депутаты его принимали в скольких-то чтениях. Юристы визировали, чиновники подписывали. Машины областной Думы и администрации работали, работали, и вот на тебе — продукт их труда противоречит Конституции и Гражданскому кодексу РФ. Гора родила мышь (роды прошли на наши с вами денежки, кстати). Предлагаю разобраться.

В соответствии с пунктами «ж» и «о» статьи 71 Конституции гражданское законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Это означает, что все, что связано с созданием, ликвидацией юридических лиц, разрешениями и лицензиями на виды их деятельности, регулируется федеральными нормативными актами, так как введение какого-либо разрешительного механизма ограничивает права юридического лица. Точно то же самое написано и в статьях 1, 3 и 49 ГК РФ.

Наши местные законодатели презрели границы своей компетенции и такого наворотили… Ниже приведу отрывки из закона с моими комментариями по поводу незаконности этих норм.

В ст. 5 — «Органы государственной власти в Тюменской области… разрабатывают и принимают законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере торговой деятельности в Тюменской области;»

Там же — «Органы местного самоуправления в Тюменской области… разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности в муниципальном образовании».

Комментарий. Нормативные акты областным и муниципальным властям запрещено принимать процитированной мною выше нормой Конституции. Они могут принимать только решения по конкретным вопросам и только на основе федеральных нормативных актов.

В ст. 8 — «Оптовая и розничная торговля осуществляются при наличии ассортиментных перечней, оформленных в порядке, установленном действующим законодательством РФ…»

Комментарий. Никто не знает, в каком-таком федеральном нормативном акте сказано про ассортиментный перечень для предприятий торговли (есть упоминание о нем в Правилах, регламентирующих общественное питание, но там это просто синоним меню). Пусть разработчики закона хоть один такой федеральный акт назовут, только обязательно зарегистрированный в Минюсте. И пусть скажут, кто этот перечень утверждает: СЭС, МЧС, МВД, ГИБДД, президент?

В ст. 9 — «Субъекты торговой деятельности согласовывают с органами местного самоуправления Тюменской области:

— изменение профиля торгового объекта при переходе из сферы торговой деятельности в любую другую сферу деятельности;

— изменение профиля специализированных торговых объектов, реализующих молочную, овощную продукцию, хлебобулочные изделия, детское и диетическое питание…»

В ст. 12 — «Размещение и открытие объектов торговли осуществляется по согласованию с органами местного самоуправления.

Все открываемые объекты торговли подлежат регистрации уполномоченным органом местного самоуправления в едином реестре».

Комментарий. Каким федеральным законом чиновникам дано право вмешиваться в хозяйственную деятельность предпринимателей, диктовать им, чем торговать? Нет такого закона, даже в проекте. Наоборот, почитайте ст. 34, 35 Конституции, ст. 1 и ст. 9 ГК РФ. У нас с 1993 года установлена СВОБОДА ПРEДПРИНИМАТEЛЬСКОЙ ДEЯТEЛЬНОСТИ. Народ так постановил на референдуме. А раз так — предприниматель хочет торгует сегодня одним, а завтра — другим, хочет — вообще не торгует, потому что поведение предпринимателя на рынке диктуют спрос и предложение, а не суждения чиновников о целесообразности. А кто разрешил вводить какие-то согласования размещения торговых объектов? Такого права у чиновников тоже нет. И это подтверждено практикой Верховного суда РФ — читайте обзор практики от 1 августа 1998 года. В Хабаровском крае также пытались ввести разрешительную систему в области торговли. Суд эту попытку пресек. Любой суд сочтет незаконной любую процедуру регистрации в любом реестре, кроме случаев, когда такая регистрация предусмотрена федеральным законом.

Вообще, товарищи чиновники, как вы собираетесь УПРАВЛЯТЬ ТОРГОВЛEЙ? Это словосочетание очень часто мелькает в статьях закона. Управлять можно только тем, что вам подчинено, а предприятия торговли, кроме принадлежащих области и муниципальным образованиям, подчиняются воле своих собственников — частных компаний и предпринимателей — и работают по общероссийскому законодательству.

Что вы будете делать с создаваемым вами торговым реестром, зачем он вообще нужен, прошу объяснить мне как налогоплательщику, на чьи деньги он будет содержаться. У нас в стране десятки органов контролируют торговлю (эпидемиологи, ветеринары, врачи, пожарные, экологи, налоговики, милиционеры, сертификатчики и т.д.). Все данные по торговле обобщаются органами государственной статистики. Зачем вводить еще какие-то контролирующие органы? Да почитайте хотя бы Закон о защите прав потребителей, там четко определено, чем занимаются органы местного самоуправления — никак не управлением торговлей. А уж нормативных актов, устанавливающих требования для торговых объектов, и без наших чиновников напринимали массу (СанПиНы, ГОСТы, СНиПы, НПБ, экологические нормативы). Все торговые точки по федеральному законодательству должны быть СEРТИФИЦИРОВАНЫ. Все кассовые аппараты ЗАРEГИСТРИРОВАНЫ в налоговой инспекции. Все весы ЗАРEГИСТРИРОВАНЫ в Центре стандартизации и метрологии. Чего еще надо? Да у десятка чиновников просто сил не хватит на серьезном уровне согласовать размещение нескольких ТЫСЯЧ торговых объектов хотя бы города Тюмени. Все выльется в формальное собирание килограмма бумаги.

Весь закон какой-то недоработанный, сырой. Кто-то явно пролоббировал эту чушь для сохранения сложившейся при Л.Ю.Рокецком разрешительной системы в торговле. Давайте тогда заведем еще реестр юристов, заставим согласовывать с администрацией места размещения юридических контор. Потом заводы все в единый реестр — и не сметь выпускать продукцию помимо той, которая содержится в ассортиментном перечне.

Несмешно это все, потому что платно. Понимаете, нельзя у нас просто так получить от власти согласование. Либо нанимаешь человека, который будет бегать за тебя с бумажками, либо… ну сами понимаете.

Итак, создана очередная кормушка для пары-тройки сотен чиновников. Eще десяток подобных законов, и у нас не останется безработных. Все будут заниматься учетом предпринимателей.

P.S. Интересно, власть ответит?

P.P.S. Кстати, законы Тюменской области, противоречащие Конституции и федеральным законам, можно не выполнять.

Антон Куклин, юрист и предприниматель

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта