X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Шестое арт-погружение в Колодец

То ли Олег Федоров устал, то ли действительно решил пренебречь всеми вернисажными канонами.

По крайней мере, открытие «АРТезианского колодца — VI», очередной новой выставки его Центра позитивного искусства в Тюменском научном… опять писать — центре, прошло без малейшего следа официоза. Федоров поставил на этот раз на чистый интерес, на тот дружеский круг, который понимает и верит искусству. Прочая почтенная публика, если захочет, может прийти на Таймырскую, 76. Выставка продлится до середины августа.

Идея Федорова замечательная. Собрание картин посвящено Городу — очередному празднику уже в честь 415-летия Тюмени. Название — «Уходящий пейзаж». Представлены произведения трех поколений: семидесятники Александр Новик, Михаил Гардубей, Юрий Юдин, Ян Боме, Дмитрий Бобонич, Юрий Рыбьяков; восьмидесятники Олег Федоров, Ольга Трофимова, Александр Чемакин, Сергей Перепелкин; молодые Юлия Новик, Александра Лященко, Марина Лебедева и фотохудожник плюс техновиртуальщик Роман Федоров.

Зам. директора музея изоискусств по научной работе Вера Субботина: «Жаль, что в такой домашней, семейной атмосфере встречи со старыми знакомыми вещами при минимуме новых не было общего разговора. Причем такая ситуация в современной культуре углубляется. Писатели, наверное, даже сами с собой не разговаривают про книги. В театр придешь на просмотр перед премьерой, посидишь, поглядишь, и твои оценки тоже не нужны. Художники туда же… разве в кулуарах перекинешься репликами со знакомыми

Выставка мне показалась интересным шагом вперед. Во-первых, Федоров берется за это неблагодарное дело — найти мастеров и убедить их предоставить картины, привезти, разместить. Во-вторых, встретились три поколения. Художники-метафористы с оригинальной стилистикой. В-третьих, Федоров, используя необычную композицию, разместил картины на этажах-«срубах» своего «Колодца». Возник неожиданный и очень привлекательный тюменский пейзаж. Заговорила душа старого города».

В старую мелодию, отыгранную на многих выставках 1990-х гг., внесли свои ноты молодые. Город для Юлии Новик как продолжение ее душевных переживаний. Eе линии нервно пульсируют, но пятна цвета смягчают напряжение. Для Александры Лященко город — ее личная партия в черно-белые шахматы. Играть помогает компьютерный импульс. Может, мы видим рождение метафорического виртуализма — новинки в искусстве XXI века? Марина Лебедева «распласталась» в двух прямоугольниках, закрывшись от города газетными полосами: «Была зима. Тянуло человека к прозе…» (2001). Нет, неисправим молодой максимализм в искусстве. Такой наворот, чтоб заметили. И то верно, стоит искать свой стиль.

Не устают «старики». Гардубей освоил Большое городище и забежал в «Сумерки» в «Позднюю осень» 2000-го. За ним, конечно же, увязался Бобонич, потеряв товарища в «Тюменском логу» (2001). Да, тюменский пейзаж не исчерпать. Рядом ходили по Городищу Трофимова и Гардубей, а отыскали для полотен свои сюжеты. Корни Новика — в Заречье. Ведет его к красоте былого оскверненная Вознесенская (Георгиевская) церковь. Седые волны времени захлестывают ее, а она плывет в намоленной защите, взывая к очищенью. К восстановлению нарушенной гармонии тюменского пейзажа, ибо вместе с Благовещенским собором на правом берегу оба храма составляли речные ворота города. Собор взорвали, Вознесенскую осквернили. Но чуть воображения — представьте оба здания в целости, между ними — пешеходный мост. Получается выразительный ансамбль. Кто знает, вдруг впереди по времени некто умный и богатый возьмется за сей дерзкий проект.

Юрий Юдин со своей мозаикой метафор сияет своими «Лампами», загоняя в темноту нахальную тюменскую грязь, желтоватой гаммой выискивая в мимолетности роящихся впечатлений золотое сечение городской оси.

Среднее звено выставки: празднует Перепелкин, машет флажками Чемакину, а тот заново собирает старые железки и деревяшки, дабы продлить жизнь вещей — свидетелей минувшего. Пробивается вглубь тюменской истории, выстраивая свою геометрию старых кварталов, Роман Федоров. Eму любо в Интернет-варианте восстановить подлинную историю тюменской культуры. Уводит от разрушителей старую Тюмень созерцательно настроенный Ян Боме. Свои заповедные места предлагает нам Юрий Рыбьяков, намечая личный художественный маршрут прогулки по городу.

Ясно, что Федоров взял те произведения, которые предложили наши мастера. Но он сумел составить из них одну большую картину. На ней — неожиданный взгляд на городской пейзаж, душа его, доверившаяся тем, кто пришел. Захотел с ней пообщаться.

***
фото: Александр Новик «Старый Дом», 1984 г.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта