Боги без машины
В Ирбите завершился третий тур чемпионата страны по мотокроссу в классе тяжелых мотоциклов с колясками. Свердловскую область представляли 15 экипажей, Московскую — пять, Тюменскую — только два.
Все возрасты покорны
Для маленького Ирбита, города с населением чуть более 50 тысяч человек, мотоциклетные гонки — не просто спортивное шоу. Это ритуальное действо, место паломничества. Уже за три-четыре часа до начала соревнований крутые террасы мотополигона, находящегося в пригороде Ирбита, в районе деревни Мельниковой, заполняются болельщиками. Приезжают на машинах, приходят пешком — семьями, компаниями и поодиночке. «Забивают» самые выгодные места — на горке, на травке, где обдувает ветерок и всю трассу видно как на ладони. Любители же зрелищ погорячее — в выхлопном дыму, пыли и пылу борьбы — спускаются прямо к заградительным ленточкам трассы. Здесь до рычащих на виражах мотоциклов рукой подать.
К мотогонкам здесь приучают с детства. И даже раньше. Беременные ирбитчанки без страха перелезают через заборы ограждения, перебегают трассу, вопреки грозным запретам милиции, и, болея за своих, выражают эмоции так же бурно, как мальчишки-подростки. А потом таскают на гонки своих малышей, которые в этом реве моторов, крике, шуме и улюлюканье болельщиков чувствуют себя вполне комфортно и, устав, мило посапывают прямо на руках у «болеющей» мамы. Годам к шести мальчишки здесь уже грезят мотоциклом. Садятся за руль и даже участвуют в соревнованиях на детских мотоциклах «Кроссик», которые выпускает ирбитский мотозавод. Такой детский экипаж и открыл парад участников соревнований 39-го чемпионата страны по мотокроссу.
Уходящие боги
Организаторы бесконечно извинялись перед зрителями. За то, в чем не было их вины. За отсутствие настоящего накала борьбы. За то, что так мало экипажей участвует в гонке. Например, в классе мотоциклов с объемом двигателя 750 куб. см их было всего шесть. А здесь еще очень хорошо помнят те времена, когда на старт выходило сразу по 20-25 экипажей, когда мастерство участников было примерно равным и лидеры шли плотной группой. Когда победители становились легендой. Как до сих пор называют легендой Геннадия Мотова, неоднократного чемпионата СССР, — невысокого, щупленького ирбитского паренька, который, казалось, был и не виден в седле, но управлялся с тяжелым мотоциклом так лихо, что у зрителей дух захватывало.
Теперь с каждым годом мотоциклов на старте становится все меньше. И мотокросс испортил не только денежный вопрос. Хотя, конечно, поездки на соревнования стали многим спортсменам не по карману. Мотоспорт испортила перестройка. Остановились мотоциклетные заводы. Eсли раньше их производили в Ижевске, Коврове, Минске, то теперь остался один Ирбит. Да и то знаменитый ирбитский «урал» во многом сдал свои позиции перед австрийскими «КТМ», японскими «хондой» и «судзуки». Новое поколение теперь предпочитает садиться сразу на иномарки. Да и молодежи в мотоспорте почти не стало — лишь те немногие, что продолжают дело своих отцов.
Технические виды спорта просто вымирают — из-за бюрократических преград, понастроенных даже в родном РОСТО, бывшем ДОСААФ, из-за отсутствия продуманных нормативов и, конечно, отсутствия денег — хотя бы на поддержание материально- технической базы. То, чем раньше занимались тысячи мальчишек, сегодня доступно единицам.
Тюмень полностью сдала свои позиции в мотоспорте. Хотя еще в начале 90-х годов в Тюменской области насчитывалось 28 мотоклубов, способных выставить на всероссийские соревнования достойные экипажи и колясочников, и одиночек. А три тюменские команды — областного клуба ДОСААФ, моторного завода и завода «Электрон» — считались одними из сильнейших в России. Теперь, говорят, на гонках российского уровня Тюмень совсем «сдохла». А те два экипажа, которые защищают честь Тюменской области на нынешнем чемпионате, — Дейнес- Бессарабов (в классе 750 куб. см) и Речкалов-Никонов (в классе 500 куб. см) — тюменскими по сути не являются. Они — воспитанники ирбитских клубов, на время ангажированные СТК «Мегамотоспорт» Мегиона и СТК «Факел» Сургута. Своих молодых спортсменов-гонщиков в Тюменской области не осталось. Ни одного. Более того, в Тюмени нет даже гоночных мотоциклов с коляской. Гонщики говорят, что текут бензиновые реки, но текут куда-то не туда, если на развитие мотоспорта в нефтяном крае не хватает средств. Поэтому маленький Ирбит и еще меньшая Салда в Свердловской области могут дать нам фору на сто кругов вперед. Там мальчишки бредят гонками, а у нас и не знают о них. У наших — другой бог и другие машины.
***
фото: Победители соревнований в классе 750 куб. см Евгений Щербинин и Сергей Сосновских;Момент соревнований;Тюменцы Дейнес-Бессарабов (N 5) в борьбе за лидерство.