Красота — для всех
Итак, тюменская синагога, которой я по роду своих общественных обязанностей довольно плотно занимаюсь последние полтора года вообще и последнюю неделю в частности.
Ну как мне это раньше представлялось? Культовое сооружение весьма специфической направленности. Так сказать, для узкого круга лиц, число которых, по официальной статистике, к тому же неуклонно сокращается. (Могу, конечно, поспорить, поскольку, по моим убеждениям и подсчетам, чем больше народу в нашей общине уезжает, тем больше остается. Объяснить не могу. Но — факт).
Пошли дальше. Пока за зеленым забором тарахтел кран, чего-то варили и бренчали железом о железо, интерес к синагоге проявляли в основном враждебные силы — малочисленные, но очень энергичные. Зато когда этот кирпичный особнячок в два с половиной этажа (первый из них на четыре пятых успел врасти в землю за сто лет) вдруг расцвел в красках и стали видны необычные рельефы (не знаю, в силу каких традиций, но в здании нет ни одного прямого угла) — сразу появилось столько интересующихся. Причем большинство интересующихся необыкновенно доброжелательно. Спрашивают: а что тут будет? Одобряющих — какая красота расцвела на месте бывшей развалюхи! Председатель городского комитета по культуре Надежда Коломийцева вдруг обеспокоена: усилиями архитектуры здание синагоги оказывается зажато между двумя большими строениями, а как бы сделать, чтобы его с улицы Ленина было видно? Нельзя ли, мол, соседнюю новостройку хоть чуточку подвинуть вглубь участка?
Я, признаюсь, был готов к любой реакции. Но массовое доброжелательство меня просто подавило. Просятся посмотреть. Вместе со мной лазают по шатким стремянкам, пачкаются в цементе и алебастре. Пробуют на палец — прочна ли окраска (а ведь синагогу рабочие раскрашивали вручную, кисточками, кирпичик за кирпичиком).
Кстати, о рабочих. Понятно, что реконструкцию синагоги никак не назовешь ударной стройкой, да и где они сегодня — ударные стройки, примета организованного энтузиазма, мобилизация городов, областей и республик. Тем не менее на этом небольшом пятачке по адресу ул. Кирова, 44 сошлись самые разные люди. Русские (начальник строительства, электрик, сварщик, плотники). Татарин (бригадир). Отделочники (грузин и азербайджанец). Армянские специалисты по гипсу восстановили лепнину на стенах. Таджики (штукатуры и маляры) сейчас работают на потолке… Кажется, есть узбек…
Наверное, я кого-то не назвал. Написал лишь то, что очевидно, что бросается в глаза само. Не станешь же спрашивать у человека, который полирует желтую, как сливочное масло, мраморную колонну, кто он по национальности. Да и неважно это. Важно, что красота, сотворенная почти сто лет назад, вернулась в наш город. Что ее возродили из пепла не просто адепты какой-то конкретной религии, а люди, поклоняющиеся чему-то очень важному, общему и вечному. Поклоняющиеся красоте.
***
фото: