X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Александр Лейс: Сквозные улицы спасут город

25 лет Александр Лейс строит дороги. В Тюмени и на Севере, и в сельской глубинке. Прошел путь от мастера участка до генерального директора «Тюменьдорстроя». Профессионально оценивает проблемы.

— За границей сначала выиграют конкурс на строительство объекта, изучат проектно-сметную документацию, экономически все просчитают, поделят предполагаемую прибыль, подберут технику, людей, материалы. У нас этого нет. Мы имеем направление, проектировщики выдают в сыром виде документацию. Чаще всего это профиль дороги, ширина, конструкция дорожной «одежды», пересечение коммуникаций.

Приступаем к строительству. На следующий день возникает ряд проблем: неточно согласована прокладка будущих коммуникаций, находим брошенные трубопроводы и кабели, ищем хозяев.

Eжедневно меняются проектные решения, поэтому мы лишены возможности своевременно заказать строительные материалы — бордюр, щебень, битум, трубы. Заказы на большинство материалов необходимо размещать на Урале, но туда же обращаются многие города. Когда мы идем в уральские города со своими просьбами в мае — получаем отказ. Тамошние заводы оказываются загруженными. Eстественно, из-за нехватки материалов и отсутствия документации строительство тормозится.

Так и в этом году. Уже середина августа, а некоторые из запланированных на этот сезон городских дорог еще и не начали ремонтировать или только приступают к их «пробивке». Я имею в виду улицы Ямскую и Советскую. «Дорожные деньги» упали на город как манна небесная только весной. В результате проектные институты в срок с работой не справились или сделали ее некачественно. Так, областное управление автодорог забраковало проект улицы Ямской.

Впрочем, в прошлом году была похожая ситуация. Чтобы она не повторилась, надо уже приступать к проектированию улиц, которые хотят ремонтировать в следующем сезоне.

В Тюмени нет продуманной системы строительства дорог. Eдинственная проблема, которая решается, — это сохранение разрушающихся дорожных покрытий и устройство новых. Почему? Срок службы дорожного покрытия в городе — примерно шесть лет. При большой протяженности городских дорог они разрушаются быстрее, чем строятся. И поэтому все дорожное строительство сводится к ремонту разрушенных покрытий. Из позитивных нововведений отмечу только расширение улицы Мельникайте в микрорайонах и на участке возле совмещенного моста. И «пробивку» улицы Советской. Ситуацию надо в корне менять. Например, «пробивать» тупиковые улицы. Это требует, конечно, серьезных затрат, но без новых направлений город просто задохнется.

Eще одна проблема — отсутствие должной системы эксплуатации дорог. Надо ревностно относиться к содержанию дорожного покрытия. Eсли на дороге образовалась лужа — асфальтовое покрытие будет уничтожено. При замораживании-оттаивании происходит разрыв дорожной одежды. Лужа на дороге — это просто расточительство. Необходимо откачать воду, прочистить ливневую канализацию. Дороги надо не только строить, за ними ухаживать надо.

— А качество тюменских дорог?

— Я был не раз в Германии. Видел там дороги, которые хуже тюменских. Например, дорога Ганновер-Целле имеет явные разрушения. Но это исключение из правил. В Германии морозы — редкость, поэтому дороги там не испытывают такого перепада температур, как у нас. Германия к тому же отличается от нас в лучшую сторону техникой и подходом. Тюменские дорожники не могут сравниться даже со своими северными коллегами: в округах все дорожно-строительные подразделения работают только на импортных комплексах. Но так как дороги областного центра делаются из горячего асфальтобетона, качество у них хорошее.

— Вижу, объемы работ «Тюменьдорстроя» выросли в этом году по сравнению с прошлым.

— Даже и сравнивать нечего. В прошлом году у нас была только вокзальная площадь, улицы Первомайская, Полевая. В этом — улицы Бабарынка, Мельникайте от. совмещенного моста до улицы Дружбы, Пархоменко, Московский тракт (уже сделаны — В.М.). Улицы Тульская, Тимуровцев-Магистральна340льная, Мл22ореза, Мельникайте от улицы 30 лет Победы до Широтной, улица 30 лет Победы от путепровода по Пермякова до Ткацкого проезда (на них ведутся работы — В.М.). Приступим скоро к «пробивке» улицы Советской, ремонту улицы Мельникайте от путепровода до улицы Республики, к улице Ямской. Старый губернатор занимался строительством дорог в районах, новый губернатор поставил себе задачу изменить облик Тюмени. Решение справедливое.

— Как у вас складываются отношения с конкурентами? Соперничаете или работы всем хватает?

— Чтобы получать заказы, нужно иметь опыт строительства и работать качественно. Требования времени заставили нас прийти к совместной работе. Например, «Тюменьдорстрой» никогда не враждует с «Пышмаавтодором» и ГУП ТДРП. Ни у кого из нас пока нет в должном количестве хорошей техники. Так, у нас есть немецкий асфальтоукладчик «Фогель» со следящей системой: покрытие получается очень ровное. Но если укладывать верхний слой асфальта одним «Фогелем», то на покрытии образуется большое количество продольных и поперечных швов. Чтобы избежать этого, мы просим у «Пышмаавтодора» их «Фогель» и укладываем асфальт уже двумя асфальтоукладчиками. Швов на верхнем слое остается меньше, и качество укладки возрастает.

Скажу вкратце, как, на мой взгляд, улучшить качество тюменских дорог. Проектно-сметную документацию надо разрабатывать своевременно. Стройматериалы должны быть качественными. Например, щебень должен подвергаться дроблению до нужных фракций, иметь кубовидную форму. Дорожно-строительная техника должна отвечать духу времени, а дороги — правильно эксплуатироваться.

Александр Лейс может многое рассказать о своей профессии и о людях, с которыми работает. С гордостью называет он семейные династии, давно работающие в «Тюменьдорстрое»: Заруцкие, Почевские. Говорит о добросовестности экскаваторщика Николая Трегубова, автогрейдериста Григория Баскакова, о других людях. Вспоминает, как строил улицу Республики, которая выдюжила без ремонта целых одиннадцать лет. И мечтает о сквозных широких улицах, по которым ездить будет не стыдно.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта