Шумим, братец, шумим
Навязчивый сервис
Автобус. Женщина в трауре. Из динамика громко несется: «И целуй меня везде, я ведь взрослая уже».
Как к этому относиться? Даже если нет женщины в трауре и песня звучит другая? Кому-то, безусловно, такой дополнительный сервис нравится, кто-то прислушивается к новостям. Кого-то этот излишний шум в дополнение к шумам мотора и уличным не просто раздражает, но и угнетает, особенно после рабочего дня. А если работа проходит в шумной обстановке, то это еще и вредно для здоровья. Кроме того, под музыку в салоне, как правило, излишне громкую, невозможно вести нормальную беседу, приходится кричать, невозможно просто уйти в себя, сосредоточиться на чем-то своем. Нам все время лезут в душу.
Я не беру крайние случаи, когда водитель включает непристойные песни. В любом случае он навязывает свои вкусы пассажирам, которые его об этом не просили. Ведь я заплатил только за проезд и за то, чтоб мне объявляли остановки, а этого-то как раз зачастую и не делают. То же самое и в поездах, и в такси, но там можно договориться с водителем или с попутчиками. Но мы настолько привыкли к этой национальной особенности нашего общественного транспорта, что не смеем ни обидеться из-за такого вольного обращения с нами, ни тем более возмутиться. Терпим, как терпим дождь или жару.
Насчет национальной особенности я не ради красного словца ввернул. В западных учебниках по иностранному языку гораздо больше краеведческого материала, чем в наших. И кроме географических, исторических, культурных особенностей страны изучаемого языка в них можно встретить и всякие мелочи об обычаях, манерах, типичных привычках и т.п. Так, в одном из немецких самоучителей русского языка наряду с классическими примерами о привычке наших мужчин разминать сигарету или громко размешивать сахар в чае, а потом пить его, не вынимая ложечки из стакана, я встретил и упоминание о повсеместном радиошуме в транспорте.
Этому же удивляются приезжающие к нам иностранцы, так как этого у них просто нет. В такси тишина, в лучшем случае водитель поинтересуется, нужна ли пассажиру музыка и какая. В поезде на столиках есть гнезда-розетки, а у проводника или в сервис-вагоне можно взять наушники или даже телевизор, но тоже с наушниками. Никто никому не мешает и всяк слушает свое — каналов несколько: классика, джаз, рок, детские записи, несколько радиопрограмм.
Кстати, на том же Западе запрещено не только громкое включение музыки после одиннадцати вечера, как и у нас, но и излишне громкая музыка в автомобиле при распахнутых дверцах на стоянке или ставшее у нас обычным выставление музыкальных колонок в окна и оглушение двора и близлежащих квартир, где могут быть больные или люди, отдыхающие после ночной смены.
Я думаю, что насильственное погружение пассажира в мир эстетических вкусов и предпочтений водителя — есть нарушение прав пассажиров и несанкционированное вторжение в личную жизнь граждан. Правда, последнее — это норма не нашего законодательства.
На мой взгляд, надо бы этот навязанный сервис запретить. Пусть водитель обслуживает только себя, если правила дорожного движения ему этого не запрещают. А меня не надо. Спасибо. Обойдусь.
Туберкулез заказывали?
В какое время у нас метут улицы по утрам? Правильно, когда мы идем на работу, пробегая клубы пыли. Обычно рассадником туберкулеза у нас называют тюрьмы. Но заражаемся мы чахоткой, по-моему, не столько при личном контакте с больным, сколько вдыхая взметенные дворниками клубы пыли с микробами. Ведь никто из больных не носит с собой плевательницу, как в свое время Антон Чехов. В дореволюционной России, когда и где чахотка косила людей нещадно, после длительных дискуссий время подготовки улиц и дворов к моменту массового выхода людей на них законодательно утверждалось городскими думами. Не возродить ли традицию?