X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Санитарный день ВДВ

Ни в одной стране мира нет такого количества военных праздников, входящих в общенациональный календарь, как у нас.

Кроме Дня защитников Отечества мы празднуем дни каждого рода войск — танкистов, артиллеристов, воздушного или военно-морского флота. Но только на День пограничника и День ВДВ городские рынки закрываются на «санитарный день».

Почему выходцы из элитных частей российской армии, как утверждает официальная военная пропаганда, являются дестабилизирующим фактором общественного спокойствия и предметом головной боли для властей предержащих? Мой вариант ответа: их так воспитывают на действительной службе.

Я имею кое-какое отношение к этому роду войск — спецподготовку по преодолению границ воздушным путем я в качестве офицера запаса проходил в ташкентском десантном полку. И штатному составу, и нам постоянно внушалось, что мы элита, что мы сливки армии, тогда еще советской. К другим родам войск культивировалось полупрезрительное или снисходительное отношение.

Доказательством тому, что это не мои домыслы, является самый отвратительный фильм об армии, который мне приходилось видеть. «В зоне особого внимания». Он давно стал культовым и неизменно демонстрируется в День ВДВ. Помните, какими тупицами и непорядочными солдафонами показаны там условные противники бравых десантников? Возбуждение пренебрежительного отношения к одним за счет возвеличивания других идейно и морально вредно, наносит ущерб армии в целом, снижает ее боеготовность. Зато льстит каждому десантнику в отдельности. Создается миф об особой лихости этих ребят, они исполняют у нас роль гусар, в худших проявлениях того, что у нас связывается со словом «гусарить» и с анекдотами про поручика Ржевского.

Зачем культивируется миф? Кому он выгоден?

Только власти. Любой власти нужен особый контингент, готовый выполнить черную, а то и грязную работу, высокопарно драпируемую словом «долг». Так было в Афганистане, война та признана ошибкой и преступлением режима, но исполнителей — чествуют как героев, отдавших долг родине, имеющих право гордиться своей миссией в этом неправом деле. Так происходит сейчас в Чечне. Там воспитывается готовность ради поддержания высокого имиджа к дальнейшим подвигам подобного типа, а власть может быть уверена, что ее ожидания будут оправданы.

Хотя случаются и провалы. Случается, что гибнут целыми ротами. Чечня — это ведь не рынки зачищать и не кирпичи ладонью колоть, не показательные и отрепетированные поединки на детских праздниках разыгрывать.

Но тогда, если не удается замолчать такие чудовищные потери (о трагедии псковских десантников все узнали не из военных рапортов, а благодаря мужеству молодого журналиста небольшой городской газеты), им ставят памятники, устраивают пышные похороны, говорят трафаретные торжественные речи и призывают к мести.

…Наступает конец службы. Дембель, отравленный высокопарным духовным наркотиком, возвращается в обычную, лишенную наркотической словесной подпитки жизнь. Происходит ломка. Для самоутверждения в таком случае сгодятся и купание в фонтанах, и рейды по рынкам «с целью восстановления, социальной справедливости» или борьбы с людьми другого оттенка кожи,который он привык видеть сквозь прицел автомата или триплекс БМП.

Это, конечно, неудобство для местных властей. Но что значит это штатское неудобство по сравнению с возможностью военного командования эксплуатировать воспитанное тщеславие для решения любых задач, не всегда согласующихся с моралью. Явление это не новое. Eще Козьма Прутков издевался над психологией скучающего по подвигам вояки:

А не взять ли нам по хлысту

И не постегать ли прохожих на мосту?

И вот они идут по главной улице города — в одной руке флаг или штандарт полка, а в другой — пиво, падают на марше к памятнику и долго шарят в поисках выпавшей бутылки, не вынимают сигареты изо рта в строю у Вечного огня, не замечают на построении бутылки в ногах у знаменосца, а этих пресловутых бутылок много больше, чем цветов, назначенных к возложению, — тоже опровержение мифа об особой дисциплине и патриотичности воздушно-десантных войск.

К чему это я? Мне обидно за «десантуру». Я полагаю, что соответствующему объединению воинов запаса надо основательно заняться воспитанием своих рядов, чтобы они не позорили тех, кто завоевал славу десантных войск на полях Великой Отечественной.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта